Эксклюзивная свобода
Одних журналистов на Украине защищают, а других нет
Свобода слова на Украине «принадлежит к фундаментальным ценностям». В этом заверили в офисе украинского президента Владимира Зеленского, комментируя скандал вокруг бурной реакции главы Укрэксимбанка Евгения Мецгера на «неудобный» вопрос журналистов. Власти считают этот случай беспрецедентным, а действия банкира — «позорными». Оппозиционным СМИ подобной реакции от руководства Украины ждать не приходится. Напротив, давление на них продолжает нарастать. В среду правящая партия «Слуга народа» пообещала окончательно заблокировать популярное издание «Страна.ua». За защитой представители этого СМИ, а также попавших под санкции на Украине телеканалов вынуждены обращаться к главам МИДов стран Евросоюза.
Нарвался на интервью
«Моя чрезмерно эмоциональная реакция и несдержанное поведение в отношении журналистов не имеет оправдания. Полностью осознаю свою ответственность»,— с такими словами Евгений Мецгер в среду покинул пост главы правления государственного Укрэксимбанка. Он добавил, что сделал это, «чтобы снять хотя бы часть ущерба репутации банка и отвлечь негатив по отношению к его замечательному коллективу». В распространенном пресс-службой заявлении указывается, что мера временная и нужна на период, пока украинская полиция проводит расследование. Затем банкир выпустил еще одно сообщение, в котором указал: ситуация «стала шоком» не только для общественности, но и для него самого.
«Стресс и нагрузки этому не оправдание»,— заключил Евгений Мецгер.
Скандал получил огласку в среду. Во вторник утром журналист «Схемы» (проект признанного в РФ иноагентом Радио «Свобода» и телеканала UA:Первый) Кирилл Овсяный и оператор Александр Мазур прибыли на интервью с Евгением Мецгером. Нормальное течение беседы было прервано после вопроса, который не понравился банкиру. Он возмутился: тему с ним не согласовали. Затем господин Мецгер приказал охраннику и сотрудникам банка, которые находились с ним в кабинете, «убрать камеры» и «достать из них кассеты». Те «скрутили» оператора, силой отобрали технику, удалили записи и в течение часа не выпускали журналистов из кабинета.
Разобраться в инциденте было бы в разы труднее, если бы журналист не записал беседу на диктофон. Аудиоматериал был передан полиции, которая открыла уголовное дело по ч. 1 ст. 171 УК (препятствование законной профессиональной деятельности журналистов). Затем удалось восстановить и видео с обеих камер.
Из записей следует, что конфликтным стал вопрос о многомиллионном кредите, выданном банком компании, связанной с непризнанной ДНР. В Укрэксимбанке поначалу попытались оправдаться.
Там заявили, что журналист «поставил ряд вопросов относительно предоставления информации о деятельности клиентов банка», и это банковская тайна. Кроме этого, в учреждении настаивали: после того как глава правления отказался отвечать на вопрос, «журналист с оператором без всякого препятствия покинули помещение банка (со всей записывающей и осветительной техникой)».
«Банкир, которому звонит Зеленский»
Комментируя поведение Евгения Мецгера, украинские власти не скрывали своего негодования. «Безусловно, модель поведения, которую общество увидело от представителей банка, является недопустимой. Свобода слова принадлежит к фундаментальным ценностям на Украине»,— сказал советник главы офиса президента страны Михаил Подоляк. «Препятствование журналистам не вычистишь с флешек — ответственность неизбежна»,— сообщила в Facebook генеральный прокурор Ирина Венедиктова. «Наш комитет и вся фракция "Слуга народа" осуждают позорные события, которые произошли в Укрэксимбанке»,— заявил с трибуны Верховной рады председатель комитета парламента по вопросам гуманитарной и информационной политики Никита Потураев. А министр культуры Александр Ткаченко написал в своем Telegram-канале, что подобные нападения на журналистов — это «не про Европу и не про цивилизованный мир».
Оппозиция посмотрела на ситуацию под другим углом. Депутат от фракции «Европейская солидарность» Алексей Гончаренко отметил в эфире «Украина 24», что глава правления банка приближен к украинскому президенту Владимиру Зеленскому.
По его мнению, инцидент — итог «квартализации страны» (намек на основанную господином Зеленским группу компаний «Студия "Квартал 95"»).
«Это бандиты, которые захватили власть… Он (президент Зеленский.— “Ъ”) этого Женю (Евгения Мецгера.— “Ъ”) прекрасно знает. Это еще один Женя из Кривого Рога, еще один Женя из его окружения — там таких Жень куча»,— возмутился депутат. Комментируя поведение банкира, он указал, что даже не знает, с чем сравнить этот случай.
Отметим, что господин Мецгер был назначен главой правления Укрэксимбанка (входит в тройку самых крупных банков страны) в марте 2020 года. Украинские СМИ называют Евгения Мецгера «банкиром, которому звонит Зеленский».
Это прозвище он получил в 2020 году, когда президент, будучи на встрече с представителями бизнеса в городе Хмельницком, лично позвонил предпринимателю, обращаясь к нему «Женя».
Супруга банкира Юлия Мецгер входит в наблюдательный совет Приватбанка — крупнейшего государственного банка страны. По данным украинских СМИ, она дружит с актрисой «Квартала 95» Еленой Кравец, вместе с которой ранее выступал Владимир Зеленский.
Обещание «закрыть все»
Заявления властей Украины о том, что «свобода слова принадлежит к фундаментальным ценностям» в стране, дали оппозиционерам повод вновь напомнить о ситуации с некоторыми независимыми украинскими СМИ. При этом в среду они получили новые подтверждения того, что на Украине продолжается наступление на ряд медиапредприятий.
В среду глава правящей партии «Слуга народа» Александр Корниенко пообещал: «Совет национальной безопасности и обороны, СНБО, Украины закроет все, что будет связано со "Страна.ua"». Подразумеваются домены сайтов интернет-издания, которые ресурсу приходится часто менять, чтобы продолжать функционировать.
По словам господина Корниенко, это издание связано с Россией. «Посоветую (сменить название на.— “Ъ”) "Страна.ru"»,— добавил он.
Напомним, в августе СНБО наложил санкции на главного редактора «Страна.ua» Игоря Гужву, который в 2018 году получил статус политического беженца в Австрии. Ограничения, среди прочего, предусматривают блокировку активов. Решение объяснили тем, что господин Гужва «занимается противоправной деятельностью» на территории Украины. Кроме него в черный список попал блогер Анатолий Шарий, шеф-редактор издания «Шарий.net». В связи с санкциями СНБО в начале года на Украине были закрыты три оппозиционных канала — ZIK, NewsOne и «112 Украина».
Защиту оппозиционные украинские журналисты вынуждены искать на Западе. В среду попавшие под ограничения СМИ обнародовали открытое письмо к министрам иностранных дел стран Евросоюза. Также это послание они отдельно направляли во внешнеполитические ведомства ФРГ, Австрии, Польши, Швеции, Грузии, Литвы, Словакии, Венгрии и других стран. «Власть злоупотребляет своими полномочиями, незаконно закрывая медиа, преследуя журналистов и ограничивая свободу слова в стране, что является прямым нарушением норм демократии и верховенства права»,— говорится в письме. В обращении журналисты попросили «публично отреагировать на ситуацию» и инициировать обсуждение проблемы на саммите Украина—ЕС, который пройдет 12 октября.
Прислушаются ли в ЕС к этим просьбам, пока неясно. Зато в ООН уже обратили внимание на ситуацию. Заместитель верховного комиссара ООН по правам человека Нада Аль-Нашиф во вторник выразила обеспокоенность тем, что «решения о санкциях не соответствуют международным стандартам, касающимся права на свободу выражения мнения». По ее словам, введенные на Украине ограничения не отвечают «требованиям необходимости и пропорциональности».