Пересмотр ДКП как доказательная госполитика

План ЦБ демонстрирует, что переход органов власти в РФ к концепции доказательной госполитики затронул не только исполнительную, но и финансовую их ветвь,— впрочем, в этом Банк России явно опередил правительство, поскольку элементы этого подхода регулятор применяет с начала 2010-х годов, обзор ДКП в этом смысле является первым крупным проектом ЦБ, в котором этот подход предполагается проводить абсолютно последовательно.

Сам регулятор описывает поставленную перед собой задачу как «комплексный анализ ДКП за период таргетирования инфляции» с целью «оценить эффективность выбранного режима и степень соответствия действующих параметров ДКП меняющимся условиям». Ориентация Банка России на ценовую стабильность сохраняется более шести лет (целью ДКП с 2015 года установлено снижение годовой инфляции до 4% в 2017 году и ее поддержание вблизи этого уровня) — и в этой связи ЦБ ставит перед собой ряд вопросов, ответы на которые рассчитывает извлечь из аналитических работ, включенных в план подготовки обзора. В дальнейшем предполагается сделать обзор ДКП регулярным — раз в пять лет.

Характер вопросов, которыми задаются денежные власти, в какой-то мере проливает свет на то, чем закончилась в 2015–2017 годах внутривластная дискуссия о том, в какой степени ЦБ должен и может быть ответственным за экономический рост — или независимым от других ветвей власти. Де-факто тогда независимость ЦБ и его ДКП от конъюнктурных задач экономических ведомств Белого дома была сохранена на условиях реализации Банком России того же подхода «доказательной госполитики» — она в последние годы активно применяется и правительством (в том числе в рамках контрольно-надзорной реформы и госрегулирования экономики в целом) для «мягкой» координации ведомств с оценкой и возможной последующей корректировкой их влияния на общую экономическую ситуацию в РФ.

Олег Сапожков

Вся лента