Маркетинговый срыв

Халиль Аминов о том, чем порадовали девелоперов ФАС, Avito и ЦИАН

Застройщики жилья и риэлторы 7 октября наперебой комментировали решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС), отказавшей в слиянии Avito и ЦИАН — двух крупных в рунете классифайдов по купле-продаже недвижимости. Они поддержали недавнее решение ведомства, чьи аргументы против сделки звучали в унисон словам девелоперов. ФАС посчитала, что после объединения онлайн-площадок их доля на рынке превысит 50%, а это нарушает принцип конкуренции.

Халиль Аминов

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Застройщики рады решению регулятора еще и потому, что обеспокоены больше своими бюджетами на маркетинг. Заметную часть средств они направляют в ЦИАН и Avito для продвижения своих объектов. Появление на рынке онлайн-продаж новостроек гиганта по типу Amazon, который диктовал бы свои условия,— это страшный сон девелоперов и риэлторов. В этом случае им пришлось бы увеличивать траты на рекламу, которые сейчас в структуре издержек застройщиков, по данным «Метриума», составляют 3–5%.

Комментаторы из профсообщества отмечают разные последствия несостоявшейся сделки. В «Стране Девелопмент» говорят, что больше всего пострадали бы компании из Москвы и Петербурга, работающие тесно с Avito и ЦИАН, в то время как в регионах застройщики продвигают свои проекты на локальных сайтах. В VSN Realty считают, что объединенная компания повысила бы стоимость размещения объявлений на 20–30%, а это рост затрат на маркетинг. Издержки застройщики компенсировали бы за счет повышения цен на жилплощадь как минимум на 2–3%, спрогнозировали в «Бест-Новострое».

Причины тревоги рынка по поводу роста издержек очевидны. После ажиотажного спроса на новостройки, пока действовала льготная ипотека по 6,5%, квартиры уже не улетают как горячие пирожки. Спрос начал таять, когда в июле лимит по таким кредитам был снижен до 3 млн руб., а ставка повысилась до 7%. Банкиры говорят, что уже в августе объем сделок с ипотекой на первичном рынке по всей стране снизился на 38% по сравнению с июлем. При таком хрупком положении девелоперы, компенсируя свои издержки за счет повышения цен на 5%, рискуют долго продавать свои метры.

Впрочем, сорванная ФАС сделка между Avito и ЦИАН вовсе не означает, что в стране рано или поздно не появится интернет-гигант на рынке классифайдов. Сейчас в этот сегмент выходят крупные игроки. Так, Ozon запустила для девелоперов онлайн-витрину — это еще одна рекламная площадка. Заметно могут вырасти по отдельности ЦИАН и Avito. Для этого нужны только заметные инвестиции. Найти их можно: у инвесторов сейчас как раз и возник интерес к таким площадкам. Учитывая это, ЦИАН, возможно, и реанимирует свои планы по IPO, о чем компания заявляла еще в начале этого года.

Вся лента