Под счастливой звездой
Парижская Opera Garnier открыла новый сезон
В Париже состоялось самое долгожданное и красивое событие осени — открытие балетного сезона 2021/22 в Opera Garnier. Балетная труппа Оперы, ее прославленная школа, оркестр под управлением Густава Дудамеля и меценаты во главе с Chanel выступили единым фронтом и на полную артистическую мощность — так, словно ковидного года и не было вовсе. Как проходило парижское открытие, рассказала Мария Сидельникова.
На главной лестнице золотого дворца Шарля Гарнье вновь разыгрался самый пышный светский спектакль Парижа. По ступенькам под фотовспышки чинно тянулись нарядные кринолины и смокинги непубличных покровителей балета Оперы. Влиятельные девушки выгуливали наряды и аксессуары от Chanel — главного спонсора вечера.
Предыдущий гала пришлось отменить из-за ковидных ограничений: при пустом зале его транслировали на сайте Оперы, усадив меценатов по домам с ужином перед экранами. Сезона тоже толком не было: театры во Франции заперли на ключ в конце октября 2020 года и до конца мая 2021 года. Да и санитарные ограничения — рассадка, маски, закрытые границы — не располагали к торжествам. Поэтому факт, что гала состоялся в привычные сроки, сам по себе стал событием.
Парижские артисты славятся своей универсальностью. Они уникальные балетные полиглоты, их телам доступны и высокая классика, и авторские современные языки, поэтому худрук балета Орели Дюпон составила программу вечера так, чтобы это поняли даже неофиты: в «Волнорезе» на музыку японца Коки Накано хореограф Дамьен Жале, известный широкой публике как постановщик шоу Мадонны, буквально ставит артистов труппы на колени перед воображаемыми волнами, перед невидимой, но необратимой стихией. Совсем иной — и по языку, и по настроению — игривый дуэт «Облака внутри», дебютная работа в Опере танцовщицы NDT и начинающего хореографа Тесс Волькер. Американка закручивает отношения в паре с лихостью родного кантри и нежностью поэтической ностальгии.
Кульминацией вечера стали «Этюды» датчанина Харальда Ландера — великий оммаж классическому танцу. «Этюды» — одно из самых трудоемких балетных сочинений, сложнейший изнурительный класс, где вся труппа как на ладони, а солисты проходят серьезное испытание: вращения и прыжки требуют сильной выносливости. Выпускать «Этюды» в начале сезона после года фактического простоя — решение рискованное и очень амбициозное.
Формат благотворительных гала привычен для американских театров, в большой степени живущих на частные деньги, и относительно новый для Парижской оперы. Годовой бюджет главного французского театра складывается из государственных субсидий (до пандемии они составляли чуть больше 40%), меценатских денег и собственных заработков. Главные опасения ковидного года были связаны с тем, что бизнесу будет не до культурных инициатив и благотворительные программы первыми подпадут под сокращения. Но Опера, похоже, вышла не только без потерь, но и с приобретениями. Французский дом Chanel с января этого года нарастил меценатские мощности и теперь поддерживает не только гала, но и все артистические проекты балета Парижской оперы.
Свое имя в историю танца вписала Коко Шанель. На протяжении многих лет тихо, но совсем не скромно она финансировала самые смелые и рискованные спектакли дягилевской антрепризы, создавала костюмы, помогала с гастролями. Исторические связи с балетным миром почти век спустя возобновил Карл Лагерфельд: в 2016 году он выступил на сцене Парижской оперы как автор сценографии и костюмов для «Брамс-Шенберг квартета» Джорджа Баланчина. Виржини Виар — многолетняя правая рука и его преемница — продолжает вышивать красивую балетную историю французского модного дома.
В этом году Chanel создала костюмы — пачки и диадемы — для этуалей в грандиозном Дефиле на музыку Берлиоза. Этот уникальный балетный парад, поставленный Сержем Лифарем в 1945 году к визиту в Оперу генерала Де Голля,— самая известная и красивая традиция Парижской оперы, которой нет ни у одного театра в мире. Все в этом параде строго регламентировано: от сценического рисунка до костюмов. Ученицы выходят в тюлевых юбках и купальниках, ученики — в майках и трико, артистки труппы — в классических балетных пачках, мужчины-премьеры — в трико, белоснежных сорочках и черных жилетах. Этуали-балерины в пышных пачках и диадемах. Менять устав не позволено в Опере никому — традиции здесь чтут беспрекословно, поэтому новые костюмы для Дефиле создавались в четыре руки: с одной стороны — Chanel при личном участии Виржини Виар и мастеров художественной вышивки Lesage, с другой — ателье Парижской оперы. Декоративным мотивом десяти пачек — по числу этуалей в труппе — было выбрано звездное небо. По белоснежному шелковому корсету и тюлю рассыпались сотни хрустальных осколков, звезд и крошечных бусин. Верхний слой вышивали мастера Lesage, а уже на пачку его закрепляли специалисты Оперы. Диадемы украсили полумесяцами, кристаллами и драгоценными камнями. В стройном, неумолимом, изысканном марше Дефиле только у этуалей есть право сольного выхода. Эти звездные минуты заработаны годами тяжкого закулисного труда. Минуты торжества балетного искусства, служить которому счастливы и артисты, и те, кто их поддерживает.