Во все четыре стороны
В Уфе установили символы четырех стихий
В Уфе, в сквере на пересечении улиц Менделеева и Бехтерева, открылся новый арт-объект. Четыре столба, символизирующие четыре природные стихии — огонь, землю, воду и воздух, изготовил уфимский скульптор Игорь Мартыновский. Установку архитектурно-художественной композиции оплатила компания «Жилстройинвест». При создании арт-объекта скульптор, по его словам, вдохновлялся угловатой, необычной формой многоэтажных зданий ЖК «Символ». Авторы композиции объединили арт-объект с окутанной легендами горой Иремель. Посетителям сквера предлагается загадать желание — для этого нужно встать между столбами, следуя инструкции, и посмотреть в направлении горы.
Архитектурно-художественная композиция в сквере на пересечении улиц Менделеева и Бехтерева получила название «Пятый элемент. Место силы». Это четыре столба из металла серебристого цвета, установленные на небольшом расстоянии друг от друга. Каждая фигура символизирует одну природную стихию — огонь, землю, воду и воздух.
Табличка возле арт-объекта объясняет, какой смысл вкладывали создатели. Посетителям предлагается загадать желание. Для этого нужно встать спиной к скульптуре, символизирующей воду, и посмотреть вперед, поверх столба «огонь». Взгляд, как убеждают авторы объекта, окажется направленным в сторону горы Иремель, возле которой туристы любят загадывать желания.
Идея архитектурной композиции принадлежит отделу маркетинга ГК «Жилстройинвест» (ЖСИ) и скульптору, директору ООО «Нью гласс продиджи» Игорю Мартыновскому. Место, выбранное для установки монументов, открывает вид на проем между домами и небо. «Когда ты стоишь в этом сквере, ты находишься в историческом центре города, точке рождения города, потому что рядом располагался первый Уфимский кремль»,— рассказал представитель ЖСИ Иван Зорин.
В ЖСИ стремились сделать архитектурную композицию такой, чтобы она не вызвала у людей негативных эмоций и никого не оскорбила, рассказали в компании.
«Здесь нет ничего языческого, связанного с шаманизмом или оккультизмом. Мы решили поиграть в сказку, чтобы люди могли прикоснуться к чему-то волшебному. Это просто силы природы, которые есть рядом с нами. Мы не даем гарантии, что желание исполнится, но почему бы не попробовать загадать. Когда устанавливали композицию, я загадал небольшое желание, и оно исполнилось»,— сказал Иван Зорин.
Материал для скульптур, по просьбе застройщика, должен быть простым, а сами столбы — антивандальными.
Скульптуры изготовили из нержавеющей стали, все элементы сварили между собой ручным способом, рассказал Игорь Мартыновский. Конструкцию надежно закрепили в земле.
Придумывая, как будут выглядеть столбы, Игорь Мартыновский вдохновлялся формой домов ЖК «Символ»: «Я поклонник модернизма. И решил, что будет хорошо, если скульптуры будут перекликаться с домами. Если вы посмотрите на эти дома, вы увидите, что это не просто высотки. Дома необычной формы, они угловатые, с изломами».
Столб, символизирующий воду, самый высокий. Резная часть, по задумке скульптора, должна напомнить зрителю волны. Верхняя часть столба «земля» похожа на плуг, срезающий пласт земли. Столб «огонь» повторяет очертания очага с горящим огнем. Столб «ветер» — это застывший закручивающийся вихрь.
Арт-объект, по словам Игоря Мартыновского, не простой, со смыслом: «Все эти стихии — источники энергии, которую, как верят паломники, источает Иремель».
Территория, где установлена новая архитектурная композиция,— не закрытая часть жилого комплекса. Арт-объект стоит в городском сквере, в общественном пространстве, отмечают в ЖСИ.
У застройщика уже есть опыт установки арт-объектов в исторической части Уфы. Возле парка Якутова между домами жилого комплекса «Аристократ» в 2020 году появилась работа «Дары природы» — большие груша и яблоко золотого цвета. Скульптура быстро стала популярной фотозоной.
Иван Зорин считает, что бизнесмены и инициативные уфимцы должны устанавливать арт-объекты в городе, не боясь возможной критики. «Ни у кого нет монополии на вкус, у каждого он свой. Поэтому любые ориентиры в искусстве субъективны, а город принадлежит всем жителям,— рассуждает он.— Лично я считаю, что творчество должно исходить от каждого. Оно может быть разным, странным, непонятным. Нет вещей, которые одновременно понравятся всем, но, если ничего не создавать, мы будем жить в скучнейшем сером городе».