Башкирия нацелена на туристов
В Башкирии разработали проект «Стратегии развития туризма до 2035 года». Если правительство республики согласует концепцию, к 2035 году ежегодный поток туристов должен составлять 5 млн человек, в городах региона появятся новые визит-центры, туристические маршруты, медицинский и круизный туризм. Эксперты считают, что стратегия действительно необходима региону, однако и она имеет ряд недостатков.
Государственный комитет по туризму Башкирии разработал «Стратегию развития туризма до 2035 года». Проект на сегодняшний день находится на согласовании в правительстве Башкирии, его планируют опубликовать в октябре 2021 года, а активная фаза реализации начнется в 2022 году. По словам председателя госкомитета Башкирии по туризму Эльмиры Тукановой, при разработке стратегии экспертный состав изучил лучшие практики в России и мире, подходящие для Башкирии.
По данным регионального Госкомтуризма, в 2020 году республику посетили 3,6 млн человек, а за первое полугодие 2021 года — 1,9 млн человек. Предполагается, что реализация стратегии позволит получить дополнительное финансирование в рамках нацпроекта «Туризм — индустрия гостеприимства» и к 2035 году увеличить ежегодный туристический поток до 5 млн человек, выручку компаний в сфере туризма — до 25 млрд руб. в год, в два раза увеличить количество занятых в туризме и объем налогов от отрасли, в 2,5 раза — количество внутренних поездок на одного жителя в год.
При разработке стратегии экспертным составом было выделено 15 ключевых проблем развития туризма в Башкирии. Среди них — недостаток турпродуктов, отсутствие объективной аналитики в отрасли, низкие предпринимательские навыки у участников индустрии, низкая активность по продвижению туристических брендов, ярко выраженная сезонность, недостаточное количество мега-ивентов. Стратегия также должна решить проблемы с отсутствием концепции использования природных парков и развитием водной рекреации и исключить сложные механизмы согласования выделения земельных объектов в рекреационные зоны, несоответствие программ подготовки кадров, низкую информированность о возможностях получения субсидий.
Для основного прироста турпотока разработчики стратегии предложили развивать горнолыжные курорты «Легенда Урала» (привлечет 2,5 млн туристов в год), экскурсионный туризм в Уфе (1 млн туристов) и лечебно-восстановительный туризм в санаториях республики (0,4 млн туристов). Среди ключевых направлений также выделены: этно-туризм (этно-деревни, паломнические туры, халяль-туры), автотуризм (реестр маршрутов, навигация, глэмпинги, придорожный сервис). Планируется создание круизного отдыха и развитие водной рекреации, медицинский туризм (хирургия, офтальмология, кардиология, стоматология, чек-ап), экотуризм (лучший цифровой детокс в России, разнообразие маршрутов), детский и социальный туризм (обеспечение доступности, приучение к путешествиям). Для достижения целей в аэропортах Уфы и Магнитогорска появятся музеи, до 2024 года будут построены 75 визит-центров в городах республики, созданы программы лояльности для туристов, повышено качество сервиса, а местные бренды начнут реализовываться на маркетплейсах.
На сегодняшний день в Башкирии действуют более 30 санаториев, 19 из которых находятся в государственной собственности. По данным минэкологии Башкирии, на территории республики насчитывается 210 особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, всего в регионе 800 озер, 600 рек, 300 карстовых пещер, множество горных хребтов, 14 крупных водохранилищ, три государственных заповедника, два геопарка, один национальных парк и более 3 тыс. памятников истории и культуры.
Республика стала лидером по количеству проданных путевок в санатории на осенне-зимний период 2021 года. Спрос на отдых в здравницах Башкирии простимулировала программа туристического кэшбека, заявила председатель госкомтуризма республики Эльмира Туканова. По словам главы региона Радия Хабирова, Башкирия заняла второе место в рейтинге устойчивого развития туризма в регионах России. «Это значит, что система управления туризмом в нашей республике по индикаторам мониторинга уступает только Москве. Оценивали наши меры поддержки предпринимателей, соблюдение экологических норм, наличие удобной навигации, доступной безбарьерной среды»,— отметил он.
В 2021 году для поддержки инвесторов, вкладывающих средства в развитие регионального туризма, были инициированы государственные субсидии, не превышающие 5 млн руб. Так, создатели новых туристических маршрутов, мобильных приложений-путеводителей, гостиниц, объектов рыболовно-охотничьего и сельского туризма могут получить 20% от стоимости реализации проекта. Дисконт в размере 50% могут получить создатели точек питания с национальной кухней, ярморочного пространства с парковкой и новых двухдневных туристических маршрутов. Также половину своих убытков могут возместить создатели глэмпингов.
В марте 2021 года правительство Башкирии опубликовало концепцию развития глэмпингов. Согласно документу, к 2024 году в республике должны появиться 50 глэмпингов. Тогда власти региона заявили о готовности более 30 мест для их размещения с перспективой предоставить еще более 100 участков.
Создатель глэмпинга «ZeБирск» Тимур Пайдиев рассказал „Ъ-День республики“, что спрос на такой отдых растет. За лето 2021 года им удалось увеличить количество койко-мест на 20 штук и принять более 4,5 тыс. гостей, что на 1,8 тыс. больше, чем за лето 2020 года. «Наш глэмпинг обязательно будет участвовать в конкурсе за возможность получения субсидий. Создается впечатление, что этот документ (Концепция развития глэмпингов.—„Ъ-День республики“) редко кто читал, кроме чиновников, которые готовили и утверждали данный правовой акт. Запланировано было введение в эксплуатацию 10 новых глэмпингов. Я не смог ознакомиться с информацией хотя бы об одном реализованном проекте. И те, которые были созданы, подвергаются постоянным проверкам, кошмарят по полной»,— рассказал господин Пайдиев.
Эксперт по вопросам развития внутреннего туризма Рина Гринберг, принимавшая участие в процессе разработки стратегии, считает, что ориентир на 2035 год может не привести к результатам: «В нашем мире это практически равно никогда. У нас настолько маленький горизонт планирования, что мы не знаем даже, что будет завтра. Меня также несколько смущает развитие круизного отдыха. Как минимум на фоне маловодного периода в регионе и наличия субъектов России, где это давно — традиционный вид туризма. Надо ли идти туда, где придется конкурировать с ними? Может, все-таки больше усилий направить на сильные стороны Башкирии — природный туризм, санаторно-курортное лечение».
Эксперт в сфере туризма блогер Раис Габитов считает, что стратегия позволит развивать туризм в республике по «гибкой» траектории и быстро ориентироваться на возникающие тенденции. Однако она имеет ряд недостатков. «Стратегия не учитывает политические риски. Например, там большое внимание уделено санаторно-курортному туризму. Как известно, в Башкирии очень эффективные санатории, это чуть ли не единственный регион, где они не распроданы. А вместе с тем в трех ведущих санаториях республики в этом году сменились директора, возможно, там осуществляется предпродажная подготовка. Если это произойдет, целый кусок туризма будет вычеркнут. В любом случае, любая стратегия лучше, чем никакая. Но она принесет результат, только если будет политическая воля и бюджетный ресурс»,— отметил господин Габитов.
Генеральный директор медиахолдинга Profi.travel, руководитель комитета по выставочной и конгрессной деятельности Российского союза туриндустрии Алексей Венгин считает, что до создания стратегии туризм в регионе развивался хаотично. Несмотря на активное развитие горнолыжных комплексов, санаториев и преображение Уфы, «бренд „Терра Башкирия” за пределами Урала не сильно позиционируется». Тем не менее новая стратегия, по мнению эксперта, изначально основана на неверных цифрах. «Вызывает вопросы стремление к 5 млн туристов. Я считаю, что цифра, на которую сейчас республика опирается, не релевантная. Как мне объяснили, туристами считаются все, кто побывал на территории республики в течении 20 минут, но там ведь и дальнобойщики, и транзитный трафик. Для сравнения Санкт-Петербург — один из главных туристических городов, принимает в год всего 4–4,5 млн туристов»,— отметил господин Венгин.
По мнению эксперта, в стратегии также отсутствует информация о целевой аудитории: «В планах — развивать медицинский, экотуризм, но кто является потребителем? Я считаю, что на ближайшие лет пять 90% пользователей туристических продуктов республики — это соседние регионы (Свердловская область, Татарстан, Самара). Соответственно, продукт должен быть ориентирован на потребителя, а не наоборот».