Европейское право Польше не указ
Конфликту между Варшавой и Брюсселем грозит новое обострение
Кризис в отношениях между Польшей и ЕС заходит на новый виток. В четверг Конституционный суд (КС) республики подтвердил приоритетность национального права над европейским. Тем самым в Варшаве дали понять, что намерены и дальше игнорировать решение суда ЕС касательно польской судебной реформы. В Еврокомиссии ранее пригрозили добиваться того, чтобы на республику был наложен ежедневный штраф. А в Европарламенте уже звучат голоса депутатов, уверенных, что власти Польши встают на путь к лишению членства в ЕС.
Конституционный суд Польши в четверг подтвердил превосходство положений основного закона республики над европейским правом. В марте с соответствующим иском в суд обратился премьер Польши Матеуш Моравецкий. Дело рассматривали 14 судей, и лишь двое из них не согласились с мнением большинства. Таким образом, Варшава поставила под сомнение ключевой принцип права ЕС, действующий с 1964 года (с решения Европейского суда по делу «Фламинио Коста против ENEL»).
Необходимость обратиться в суд связана с длящимся с 2017 года конфликтом Варшавы с Брюсселем касательно судебной реформы. Претензии ЕС к реформе главным образом были вызваны функционированием в стране дисциплинарной палаты. Этот орган, созданный в 2018 году, призван рассматривать дисциплинарные проступки судей, прокуроров и юристов, а также имеет право отрешать от должностей судей Верховного суда.
Судей дисциплинарной палаты назначает президент, и это, как считают в Еврокомиссии, вызывает сомнения в беспристрастности и независимости судебной системы от политиков. Власти Польши эти опасения не разделили.
Разбирательство шло в суде ЕС. В апреле 2020 года он обязал Варшаву «немедленно приостановить» действие всех положений законодательства, касающихся работы палаты. В ответ КС Польши постановил, что исполнение решения суда ЕС необязательно, поскольку обеспечительные меры по делу «не соответствуют польской конституции и не имеют приоритета над ней». В июле Еврокомиссия пригрозила, что введет финансовые штрафные санкции, если польские власти до 16 августа не пойдут на уступки по вопросу дисциплинарной палаты и не проинформируют о них.
Казалось, что ультиматум Брюсселя возымел эффект. Правительство Польши 17 августа заявило, что «планирует ликвидировать дисциплинарную палату в ее нынешнем виде». Однако было подчеркнуто: инструментов, которые могли бы приостановить работу палаты без нарушения независимости судебной власти, у властей Польши нет. В этой связи в сентябре Еврокомиссия обратилась в суд ЕС с требованием наложить на Польшу ежедневную выплату штрафа, пока та не выполнит предписанное судом решение о дисциплинарной палате. В Брюсселе констатировали, что орган по-прежнему работает. «Системы правосудия в ЕС должны быть независимыми и справедливыми. Права граждан ЕС должны быть гарантированы равным образом, где бы в Союзе они ни жили»,— прокомментировала ситуацию глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Текущее постановление КС республики настолько обострило обстановку, что даже актуализировало вопрос о перспективах выхода республики из Евросоюза.
«Польское правительство потеряло свой авторитет. Это нападение на ЕС в целом»,— заявил член Европарламента, представитель Европейской народной партии Йерун Ленаерс. По его словам, подобный шаг ставит Польшу на путь лишения членства в союзе. «Государства-члены ЕС и Еврокомиссия не должны бездействовать, пока правительство Польши продолжает демонтаж верховенства права»,— возмутился он. Тем временем у здания КС Польши собралась с протестом группа поляков. «Это скандал... Они (власти.— “Ъ”) выводят нас из Европейского союза!» — сказала агентству AFP пенсионерка Анна Лабус со слезами на глазах.
Впрочем, на самом деле власти Польши, где членство страны в ЕС поддерживают около 80% граждан, идти на какие-либо радикальные шаги не спешат. Глава правящей партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский в прошлом месяце заверил: «Мы однозначно видим будущее Польши в Европейском союзе». И добавил: все, чего хочет Варшава,— положить конец вмешательству ЕС во внутренние дела республики.