Обновлено 15:46

Гены Геракла

В каждой Pirelli есть немного Ercole

Фото: Pirelli

«Примите мои поздравления, ваши великолепные новые шины позволили мне выиграть и значительно, на четыре часа, превзойти предыдущий рекорд», – примерно так выглядела телеграмма, которую 11 марта 1913 года автогонщик Феличе Наццаро отправил из Палермо в Милан инженеру Джованни Батиста Пирелли. Почему «примерно так», а не точно? Просто в итальянском оригинале вместо слова «шины» в телеграмме стояло французское слово «antiderapants» – «нескользящие» или «небуксующие». Характерная деталь.

«Ее техническое воплощение и коммерческое внедрение было сложной и долгой задачей. Предстояло решить множество проблем, и, когда казалось, что они решены, они снова возникли из-за непрерывного увеличения скорости и ускорения, а также из-за увеличения нагрузок», – вспоминал в 1946 году сын Джованни, Альберто Пирелли. В начале XX века, на заре автомобильной эры, машины становились все мощнее и быстрее, и тогдашние шины начали просто срываться с ободов при резких ускорениях. И Пирелли разработал технологию закрепления шины на ободе – так 120 лет назад и появилась легендарная Ercole, в 1913-м вдохновившая пылкого гонщика на поздравительную телеграмму создателю этих шин.

Париж подождет

Впрочем, к тому времени уже шесть лет как было известно, что Pirelli – это не только скорость и инновационность, но еще и прочность, управляемость, комфорт. На счету итальянских шин уже была победа в знаменитом автопробеге 1907 года Пекин – Париж. Шестнадцать с лишним тысяч километров из Азии в Европу по тогдашним ухабистым, сложным дорогам, а иногда и по бездорожью стали экстремальным испытанием – и триумфом Ercole. Экипаж мощного Itala 35/45 HP, обутого в шины Pirelli, первым пересек финишную черту в Париже, на две недели опередив других участников гонки.

Больше того, командор экипажа Pirelli князь Сципионе Боргезе был так уверен в своей победе, что, доехав до Москвы, даже отклонился от маршрута, чтобы навестить тогдашнюю столицу, Санкт-Петербург, где ему уже заранее устроили торжество по случаю неминуемой победы, – и потом вернулся, чтобы продолжить путешествие в Париж.

Завода хватило надолго

Фото: Pirelli

Сразу после этого автопробега компания Pirelli представила свой знаменитый ныне логотип. А в Кирове сегодня, тогдашней Вятке, через которую проходила гонка, стоит памятник машине-победителю Itala 35/45 HP, подаренный городу Кировским шинным заводом – он с 2011 года принадлежит Pirelli. Завод соответствует MIRS (Modular Integrated Robotic System) – уровню автоматизации производства японскими роботами Komatsu. Эту программу автоматизации Pirelli с 2000 года внедрила на всех своих заводах, она позволяет полностью исключить ручной труд и сократить количество сотрудников одного завода до 300 человек.

Спорт круглых достижений

В столетней с лишним спортивной истории Pirelli немало славных страниц. Автомобили, обутые в ее шины, брали Гран-при на чемпионатах Франции и Италии, выигрывали Гран-при на первом мировом чемпионате в 1925 году на легендарной сегодня трассе в Монце. В 1950-м Pirelli выиграла свою первую гонку в Формуле 1, повторив результат на следующий год, а в 2011-м компания стала официальным поставщиком шин этого чемпионата.

Фото: Pirelli

Шины Pirelli несли успех победителям 24-часовой гонки в Ле-Мане, десятки раз гонщики благодаря им выигрывали чемпионаты мира по ралли, в 2019-м компания стала официальным поставщиком WRC World Rally Championship.

Но чтобы подтвердить чемпионский титул, нужно все время быть на острие передовых технологий – так было и в середине 1950-х, когда Pirelli даже на время отказалась от участия в гонках Формулы 1, чтобы сосредоточиться на разработке революционной модели радиальной шины Cinturato.

А если ремнем?

Два-три слоя корда, уложенных под прямым углом к бортам, плюс нерастяжимый ремень, в несколько слоев проложенный по окружности под протектором, – такая конструкция позволяла протектору сохранять свой более плоский профиль даже при накачивании шины, что существенно улучшило управляемость автомобиля и устойчивость на дороге. Как писали о ней тогда, это «невероятная новая шина с собственным ремнем безопасности внутри».

Pirelli Cinturato Winter2_3-4_DX LR

Фото: Pirelli

В 1950–1970-е шинами Pirelli Cinturato комплектовались с завода самые быстрые итальянские автомобили – Lamborghini, Lancia, Alfa Romeo, Maserati, Ferrari, а также автомобили других производителей по всему миру, включая MG, Rover, Volvo и Lotus. Для клиентов Jaguar и Aston Martin шины Pirelli Cinturato были дорогой опцией. Одно поколение Cinturato сменялось другим, в 2014 году была разработана Pirelli Cinturato P7, использующая технологии Формулы 1. Финскому пилоту Валттери Боттасу на одном из этапов Формулы эти шины Pirelli позволили продолжать гонку на скорости 316 км/ч.

Новейшее поколение Cinturato – «умная» шина. Первая, которая умеет подключаться через систему датчиков к сети 5G и «общаться» с бортовой электроникой автомобиля, давая обратную связь от дороги всем его электронным ассистентам. А также обмениваться дорожной информацией с такими же «умными» шинами соседей по дорожному потоку.

Скажи, айс?

Есть такая штука, генетический код. Это система записи наследственной информации. Для большинства живых организмов Земли она единая, что свидетельствует о наличии у них общего предка. Точно так же он един и у всех шин Pirelli, несмотря на то, что они постоянно развиваются и модернизируются. Такой предок есть и у всех Pirelli – это первая модель автомобильной шины, Ercole. Вот и все Pirelli, вне зависимости от их предназначения, несут в себе фамильные качества своего предка, Ercole, – скоростные качества, надежность, управляемость, комфорт.

Pirelli Ice Zero 2

Фото: Pirelli

Шины нового поколения шипованной зимней линейки Pirelli Ice Zero 2 созданы для экстремальных условий на зимних дорогах и существуют в двух версиях: Ice Zero 2 – для легковых автомобилей класса премиум и престиж – и Scorpion Ice Zero 2, разработанная специально для современных SUV. Типоразмеры – от 16 до 22 дюймов. Ну и все высокие шинные технологии Pirelli – в наличии.

Запатентованная технология шипа с двойным сердечником (Dual Stud) гарантирует этим зимним шинам отличное сцепление и более короткий тормозной путь на льду – сокращают его и зигзагообразные края блоков, кромки моментального сцепления. Специальные контейнеры для ледяной крошки помогают шипам очищаться. Тягу в глубоком снегу повышают снегозацепы плечевой зоны. Баланс и стабильность для тяги и торможения в целом обеспечивают разнонаправленные каналы протектора. Более жесткие блоки протектора плечевой зоны и 3D-ламели улучшают управляемость. За прекрасное сцепление на мокром асфальте отвечает V-образный ускоритель отвода воды.

Итог: оценки за поведение на льду, на снегу, за комфорт – высшие, 10 из 10. Оценка спортивности, как и положено наследникам Ercole и Cinturato, – 9, не случайно шинами Scorpion Ice Zero 2 прошли омологацию Lamborghini. Поведение в слякоти и грязи – 8. И даже на мокром и на сухом покрытии шипованные Ice Zero 2 заработали по 7 баллов, что делает их идеальными шинами для российских условий – в особенности для мегаполисов, где лед сменяет каша из снега и реагентов, а сухой асфальт чередуется с влажным. Особый упор разработчики линейки Ice Zero 2 делали на акустический комфорт.

Pirelli_Sottozero Serie 3

Фото: Pirelli

Впрочем, для любителей тишины и бесшумной «липучки» у Pirelli есть альтернатива Ice Zero 2 – фрикционные шины Ice Zero Fr. Назначение то же – премиальные седаны, включая спортивные, и кроссоверы. У Ice Zero Fr отметки за поведение на сухом и мокром покрытии будут даже на один балл повыше, чем у шипованных, – 8. Все три модели Ice Zero доступны в версии Runflat, так что проколы с ними будут не так опасны.

Еще два предложения Pirelli российским автомобилистам этой зимой – фрикционные шины Winter Sottozero 3 и Cinturato Winter 2. Первые разработаны совместно с ведущими мировыми автопроизводителями для эксклюзивных автомобилей премиум-класса: Alfa Romeo, Audi, BMW, Jaguar, Lamborghini, Maserati, McLaren, Mercedes, Porsche, Tesla. Вторые – новейший продукт линейки Cinturato, разработанный для современных седанов и внедорожников.

Обулся – и хоть сейчас в автопробег Пекин – Париж. А по пути, экспромтом, в Санкт-Петербург и обратно, чтобы отметить победу, в которой уже никто не сомневается.

Александр Янковский

Вся лента