Шокер
UAZ Hunter возможного будущего
Дежавю! Словно я опять на типичной уазовской презентации начала нулевых. Эта незабываемая атмосфера исследовательского приключения. Лес, бездорожье. Один инженер на растерзание прессе: зажат кольцом вопрошающих, старается ответить в каждый из диктофонов. И один экземпляр нового автомобиля, которым журналисты рулят по очереди. Сегодняшнее действо во многом похоже. Но тем очевиднее, как много всякого теперь изменилось.
Вспоминаю, например, ездовую демонстрацию почти двадцатилетней уже давности. Заводчане пригласили оценить предсерийный УАЗ–315195, сиквел нашего-всего 469Б, существенно доработанный вариант. Именно тот вариант затем преобразился в актуальный поныне UAZ Hunter. Доработки тогда считались очень важными: появились другие мосты, пружины вместо рессор, дисковые тормоза вместо барабанных, улучшенная раздатка. По давним ульяновским меркам – прогрессивный набор. Итак, помнятся лес, бездорожье…
Прессе выкатили образец, у которого вдобавок имелась опытная арзамасская МКП с нетрадиционной схемой передач. Где обычно вторая, у шайтан-коробки включалась задняя, а вторая – где обычно четвертая. Вскоре один из коллег забылся и перед поворотом машинально перевел рычаг с четвертой на вторую, а по факту врубил реверс. Шестерни перемололо. Разве забудешь такие опыты на живых людях? Но если серьезно: интересные были времена экспериментов и поисков.
А нынче пришло время отмечать юбилей автозавода – 80 лет! Ведь предприятие образовалось еще в самом начале войны, когда в Ульяновске стали выпускать грузовики на эвакуированных сюда мощностях ЗИСа. В честь большого торжества уазовцы решили представить журналистам абсолютную новинку. Разумеется – предсерийную. И вот…
Это же старина Hunter. Снова каким-нибудь точечным образом подправленный? С первого взгляда сенсация и впрямь неочевидна. Но обратите внимание: передняя облицовка сугубо дизайнерская, сплошная, без вентиляционных прорезей. И сзади не видно привычной трубы. Поскольку тут вообще нет выхлопной системы.
Спартанские условия
Это – чистый электромобиль! Spartan EV – так называется проект маленькой и дерзкой чешской фирмы MW Motors, воплощенный совместно с ульяновскими специалистами.
Устроен Spartan буквально по-спартански. Несложно. Взамен бензинового мотора ЗМЗ 2.7 установлен трехфазный электродвигатель – низко за передним мостом. Трансмиссия оставлена целиком стандартная: привод с подключением передней оси, пятиступенчатая МКП и двухступенчатая раздатка. Батарейные блоки смонтированы на местах бензобаков и на полу в задней части кузова. Под капот, где освободилось пространство, пристроили вспомогательное электрооборудование плюс переместили сюда запаску с задней двери. А под одним из заправочных лючков разъем для зарядки, второй же лючок – не актуален.
Главная особенность в салоне: комбинацию приборов по центру панели сменили экраном со шкалами спидометра и расхода энергии. Выглядит так, словно в сельский клуб купили плазменный телевизор. Быстрая подзарядка за час восстанавливает запас в батареях на 80 процентов. Обещанный ход с полными аккумуляторами – до 240 километров. Неплохо. Закономерно для электромобиля предусмотрена рекуперация.
Призовая педаль
Устраиваюсь за рулем и слушаю напутствие создателей. Штатную МКП они сохранили из простых соображений: чтобы не морочиться и сэкономить на переделках конструкции. Коробка стала выполнять роль селектора ездовых режимов. На старте выбираешь подходящий к условиям вариант передаточного отношения и надолго оставляешь рычаг в покое. Например, для шоссе рекомендуется постоянная пятая ступень. А сейчас мне предстоит штурмовать бездорожье, и советуют третью с понижающей.
Что дальше? Надо задать клавишей направление вращения мотора. D – вперед, N – нейтраль, R – назад. Вы правильно поняли: для перехода на реверс только и щелкаешь клавишей, а включать заднюю передачу незачем, ведь мотор начинает крутиться в обратную сторону.
Электро-Hunter мощнее бензинового на тридцать сил. Но что гораздо важнее, максимальный момент аж втрое больше – 600 Нм, а развивается с нуля. Нажимаю, не подозревая, как чувствительна педаль… Газа или тока?
Педаль электрошока! Spartan рвет с места и фонтанирует грязью из-под колес. На асфальте шины, вероятно, завизжали бы в дыму. Темперамент! Сообщается, что машина тяжелее базовой на два центнера. Но после остановки на середине крутого бетонного подъема тронуться вверх получается с удивительной легкостью. Электромобиль абсолютно без напряжения шурует и по нестрашной пересеченке, и через откровенно каверзные препятствия. А какая необыкновенная тишина в кабине. Старина Hunter, тебя и не узнать.
Самое интересное
Для кого же предназначен Spartan EV? Оказывается, чехи делали его по запросам. С прицелом на конкретные продажи. Интерес к недорогому и способному электровездеходу проявили англичане и европейцы из природоохранных организаций и горнодобывающих компаний.
Так все и случилось. Фирма MW Motors придумала концепцию и софт, а мотор, батареи и некоторые другие части электрохозяйства применила китайские. Уазовцы же предоставили «планеры» – автомобили без силовых агрегатов – и помогли с оптимальной компоновкой.
План – укрепить сотрудничество, выпускать Spartan мелкосерийно на ульяновской площадке и экспортировать. Наши инженеры готовы сделать конструкцию удобнее для сборки и эксплуатации. А чехи наметили продавать в год по сто внедорожников.
Для уазовцев Spartan интересен заодно и тем, что соответствует госпрограмме развития электротранспорта. Завод обещает создать EV-версии всех своих моделей, и чешская концепция может пригодиться. Некоторое любопытство к «е-Хантеру» вроде бы проявили и военные.
Да, конечно, любопытно. И сегодняшний ездовой опыт мне тоже непременно запомнится. Как минимум, очередное яркое исследовательское приключение. Или некий поворотный момент? В отличие от давешней бесславной истории с арзамасской коробкой, у новейшей и действительно прогрессивной электроначинки может состояться будущее.
MWM Spartan EV
|
Настоящее прошлое
УАЗ-469. В следующем году – пятидесятилетие! Вся полувековая жизнь вездехода уместилась бы разве только в книгу. А здесь – коротко о том, что записывал на память один из главных авторов первой машины, дизайнер Альберт Рахманов. И смотрите на уникальные архивные иллюстрации.