Завтра уже сейчас
Главные тренды выставки IAA Mobility 2021
«Все возвращается на круги своя» – учил Экклезиаст. Но что-то подсказывает, что мир уже не будет прежним. В Мюнхене прошла автомобильная выставка, которая обычно проходила во Франкфурте-на-Майне. Но смена локации – лишь эпизод того, как стремительно меняются и сами автомобили, и их роль в нашей жизни.
Вообще удивительно, что выставка переехала, а не умерла вовсе. Потому что в нашем ежедневном обиходе еще не появилось слово «коронавирус», а автомобильные смотры в их традиционном формате стали чахнуть буквально на глазах, и от участия в них начали один за другим отказываться автомобильные марки, для которых подобные смотры были традицией, длившейся многие десятилетия. Виной тому, конечно же, новые средства коммуникации, которые позволяют в режиме онлайн показать потенциальному покупателю новый продукт, не тратясь при этом на аренду площадей, строительство стендов, к тому же далеко не каждый потенциальный клиент потащится в Женеву, Париж или тот же Франкфурт, чтобы вживую познакомиться со своей возможной завтрашней покупкой. Да что там говорить – просто посмотрите, как презентует свои проекты Илон Маск. И пандемия, во время которой мы научились делать онлайн практически все, кроме детей, эту тенденцию только усилила.
То, что происходило в Мюнхене, «выставкой» тоже можно назвать лишь условно. Скорее, это был некий фестиваль. Автомобильные компании построили свои стенды в самых разных концах города и именно там устраивали активности для живой публики и для онлайн-показа, каждый на свой лад. Audi построила свой пафосный павильон «Дом Прогресса» на площади Виттельсбах, рядом с памятником курфюрсту Максимилиану I. У MINI – площадка на Ленбах-платц, тут, понятное дело, все слушают легкомысленную музыку и катаются на роликах. Локация Porsche – на Виттельсбахер-платц, здесь гостей развлекают голливудские знаменитости – Патрик Демпси и Майкл Фассбендер...
Но все это, так сказать, обертка, фантики. Через которую проступают новые, не всегда обнадеживающие, реалии. Попробуем их обозначить.
Все на батарейках
К тому, что уже совсем скоро не останется автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, мы уже привыкли. Но одно дело, когда речь идет о городском транспорте, и совсем другое, когда речь идет о машинах для приключений – собственно, люди и едут в глушь потому, что там нет цивилизации, электричества в том числе. Но если пару лет назад сообщение пресс-службы марки Land Rover о том, что для ее клиентов установлена токораздаточная колонка на вершине одной из гор в Шотландии, могло вызвать улыбку, то сегодня уже не до шуток. Чем-то похожим всерьез озаботилась марка Jeep, разработав проект мобильных электрических АЗС, которые предполагается расставить в диких местах, где могут появиться джиперы на электротранспорте. А гибридный Wrangler преодолел знаменитую «Тропу Рубикон» исключительно на электротяге...
В Мюнхене марка Mercedes-Benz показала полностью электрический G-Класс. Видимо, сами авторы проекта воспринимали это как шутку, потому что и антураж вокруг автомобиля на стенде, и фотосессия, которую сделали для журналистов, говорили о том, что это что-то фантастическое: позади машины были видны летающие тарелки, а персонажи на переднем плане больше напоминали каких-то гуманоидов, а не наших с вами современников. Но потом было объявлено, что серийный EQG появится уже в 2024 году, и мало кто удивится, если он будет выглядеть так же мультяшно-нелепо.
А вот в том, что электричество покорит автоспорт, сегодня, похоже, уже мало кто сомневается. В Мюнхене компания Porsche представила концепт Mission R – полностью электрический гоночный автомобиль. Внешне он чем-то напоминает современную модель 718 Cayman, но при этот он короче, ниже и ощутимо шире. На передней оси работает электродвигатель мощностью до 435 л.с., что уже немало. Но мощность второго агрегата, расположенного позади водителя, может иногда достигать 653 л.с. Складываем и получаем совокупную мощность 1088 л.с. Стоит ли удивляться, что на тестах электромобиль разгонялся до «сотни» всего за 2,5 секунды, а его максимальная скорость превышала 300 км/ч. Во время презентации крутили видео с нарезкой того, как гоночный электрокар Porsche мечется по автодрому. Ролик сопровождался музыкой, что в принципе правильно. Потому что без музыки был бы слышен только визг покрышек и завывания, похожие на те, которые мы слышали, передвигаясь в троллейбусе, пока в Москве их не извели. То есть автоспорт теперь будет звучать вот так.
Из чего-то и палок
Второй самый заметный тренд – это стремление автомобилестроителей доказать всем, что они святее папы римского, думают не столько о продажах, сколько о том, чтобы их продукция отвечала требованиям, которое выдвигает «зеленое лобби», захватившее, похоже, власть во всех странах мира.
В уже упомянутом Porsche, например, пластиковый кузов усилили не синтетическими, а льняными волокнами, то есть полученными не на заводе, а выращенными на ферме.
Похожую картину можно наблюдать в электрокаре от Volkswagen, который через пару лет должен пойти в серию. В качестве красителя для кузова ID.Life использована древесная стружка. Капот и крыша электромобиля – надувные, ткань для этих «пузырей» получена из переработанных полиэтиленовых бутылок. Накладки на порогах изготовлены из измельченных отработанных шин. А что касается шин, в которые непосредственно обут электрокар, то в состав их резиновой смеси входят биомасло, природный каучук и рисовая шелуха.
Но, пожалуй, всех перещеголяла марка BMW. Ее концепт Circular вообще впервые предстал перед зрителями в виде тизера, где на переднем плане была гора мусора, а сзади обозначался силуэт то ли автомобиля, то ли контейнера для этого мусора. Понятно, что «Циркуляр» – это Vision, концепция, и все в нем гипертрофированно. Скажем, едва ли баварцы решатся делать светильники в салоне из отслуживших на других автомобилях марки шайб контроллеров iDrive – как говорится, «не спешите выкидывать старый диван, сделайте это медленно, с удовольствием». Но некоторые идеи пугают своей серьезностью. Например, армирующим веществом для искусственной кожи в салоне служат измельченные волокна кактуса. Интересно, кактусы собираются выращивать здесь же, на альпийских лугах? Или повезут из Америки, на грузовом судне, которое за минуту выбрасывает в атмосферу столько же сажи, сколько не выбрасывает самый мощный автомобиль BMW за всю свою жизнь.
Как дома
Разглядывая картинки, которыми дизайнеры BMW сопроводили свой концепт Circular, видно, что людям, которые пользуются машиной, не особенно в ней уютно. Фэншуй, знаете ли – когда вокруг тебя то, что должно было оказаться на помойке, у тебя и ноги вдруг станут лиловыми, и взгляд нездоровым… Но в этом концепте отразился еще один тренд сегодняшнего времени – интерьеры автомобилей все больше похожи на гостиные или даже спальни. Если диваны, то обязательно с рюшечками.
А что еще бывает в жилище? Совершенно верно – комнатные растения. На мюнхенской выставке было как минимум два автомобиля, в салоне которых можно было обнаружить «цветы в горшках», – это концепты Mercedes-Maybach EQS и Audi Grandsphere.
Кстати, концепт Audi, который многие сочли прообразом будущего седана A8, объемом своего внутреннего пространства лишь немного не дотягивает до размеров небольшой квартиры-студии. Длина автомобиля 3,35 метра. Два метра ширина. Поскольку автомобиль может управляться без водителя, чтобы освободить внутри еще больше места, можно убрать «заподлицо» руль и педали. «„Давайте сдвинем мебель!" – вскричал Аркаша Кнебель».
Ну, а про внутренне убранство VW ID.Life лучше всех расскажут сами его создатели. «Домашнюю атмосферу в салоне создает ковровое покрытие с длинным ворсом. Спинки передних сидений полностью складываются вперед. Таким образом, салон легко превратить в удобный кинотеатр или игровую зону. В новом концепт-каре даже можно комфортно переночевать».
Мобильный санаторий
Но некоторые автопроизводители и их субподрядчики идут еще дальше – тут автовладелец не только уже не водитель, но, скорее, пациент какого-то реабилитационного центра, которому вообще запрещено что-либо делать, чтобы не навредить автомобилю или себе.
Например, компания Brose представила на выставке встраиваемый модуль открывания двери. При приближении к припаркованному автомобилю транспортное средство распознает и приветствует водителя. Тогда он делает жест, сигнализирующий о желании сесть за руль. И дверь открывается. Радар в это время сканирует пространство, чтобы открывающаяся дверь не зашибла ненароком проезжающего мимо велосипедиста, например.
Еще более «про здоровье» – построенный на базе кроссовера Kuga концепт Mindfulness. До прихода владельца он сам проветрит салон, а когда человек сядет в кресло, то, считав данные о состоянии здоровья пациента с какого-то носителя, который постоянно при нем, например со смарт-часов, автомобиль определенным образом настроит кресло и включит соответствующую музыку. После, не дай бог, резкого торможения запустит в лицо водителю струю холодного воздуха – «не желаете освежиться?». А в пробке включит на экране медиасистемы урок с упражнениями по йоге.
Пропедалируем этот вопрос
Но еще лучше – просто быть на свежем воздухе, а для физнагрузки – крутить педали. Так и на Мюнхенской выставке, которая, к слову, называлась IAA Mobility, были представлены самые разные средства индивидуальной мобильности: мопеды, скутеры, самокаты…
Один из самых интересных проектов на выставке представили BMW Group и компания Cube, всемирно известный производитель велосипедов. Трехколесный концепт с тележкой Dynamic Cargo разрабатывался как средство индивидуальной мобильности в городе с повышенной маневренностью и возможностями транспортировки грузов. Его инновационным компонентом является рама, которая соединена с задней частью с помощью поворотной оси, что обеспечивает отличную устойчивость при прохождении поворотов – велосипед не наклоняется в сторону дороги. Кроме того, задние колеса с их жестким креплением обеспечивают универсальную основу для транспортной платформы. Она может быть оснащена разными модулями для перевозки багажа или даже детей. На случай усталости ездока или изрядной массы груза, который перевозит транспортное средство, оно, помимо педалей, оснащено электрической «помогайкой».
Ничего личного
Впрочем, идеал, к которому нас призывают, это вообще отказ от какого-то ни было личного транспорта. Именно поэтому некоторые провидцы держат нос по ветру и проектируют сегодня автомобили специально для такси. Собственно, в этом ничего нового нет. Вспомним знаменитый лондонский кэб Austin FX4, неудачную попытку Metrocab или нынешние электрокэбы марки LEVC. На мюнхенской выставке дебютировал новый бренд Mobilize с моделью Limo. Это электрический седан, разработанный совместно Renault Group и китайским концерном Jiangling Motors. Пробная партия из сорока машин уже осенью будет ровным слоем «размазана» по мегаполисам Западной Европы, где электромобиль невозможно будет купить, он будет предоставляться только по подписке с подключенными услугами или для аренды в каршеринге. А со следующего года франко-китайские такси поступят в Старый Свет уже в больших количествах. У Mobilize Limo просторный салон, особенно на заднем ряду. Там же куча всяких электрических разъемов, чтобы пассажиры сразу могли подключить свои гаджеты и им было чем заняться. Задние двери открываются очень широко, что делает удобным посадку-высадку. Но этот электромобиль интересен не столько сам по себе, сколько как тенденция. Уже очень скоро въезд в центральные части многих городов будет доступен только для электромобилей. И по прогнозам, в Европе рынок услуг такси и проката к 2030 году вырастет с сегодняшних 28 млрд до 50 млрд евро. Вот тогда и настанет время таких машин, как Mobilize Limo.
Я твой робот
Такси без пассажира – это убытки. А без водителя – очевидная прибыль. Поэтому есть те, кто смотрит еще дальше, чем на пересадку публики из личного автотранспорта в такси. Куда более заманчивая перспектива – такси беспилотное. И как это ни парадоксально – перспектива эта ближе, сем кажется.
В рамках выставки было объявлено о соглашении между Mobileye, дочерней компанией Intel, и Sixt, ведущим международным поставщиком услуг проката автомобилей, уже в 2022 году запустить в Мюнхене сервис беспилотного такси. Пользователи могут вызывать роботакси с помощью приложения Moovit или многофункционального приложения Sixt. Что за марка будет у этого такси, на пресс-конференции не уточнили.
Хотя уже совсем скоро им будет из чего выбрать. Компания Hyundai показала на выставке роботакси Ioniq 5, разработанное на базе серийной модели Ioniq, показанной чуть ранее в этом году. Автомобиль имеет четвертый уровень автономности, что позволяет ему безопасно передвигаться без водителя. Предполагается, что компания Motional, партнер Hyundai Motor Group, начнет эксплуатировать роботакси Ioniq 5 для пассажирских перевозок в 2023 году в рамках партнерского проекта с Lyft.
Архитектурные излишества
Дизайн роботакси Ioniq 5 нарочито отражает реализованные в нем технологии и инновации для беспилотного вождения. Наружные датчики расположены на видном месте, позволяя легко отличить роботакси от автомобилей с водителем. А всего тут использовано более трех десятков камер, радаров и лидаров, обеспечивающих круговой обзор и так или иначе видимых.
Аналогичные «наросты» на кузове есть и у другого беспилотного автомобиля, продемонстрированного в Мюнхене, – VW ID.Buzz AD1. Начиная с 2025 года в Гамбурге эти микроавтобусы будут доставлять пассажиров до пунктов их назначения в рамках сервиса совместных поездок, управляемого компанией MOIA.
Добавляют ли такие «архитектурные излишества» на кузове эстетики этому кузову – вопрос спорный. Но так или иначе автомобильным дизайнерам придется интегрировать в свои задумки новые приборы, которые появляются на автомобилях для коммуникации с внешним миром. Так было, кстати, с автомобильной антенной, которая от длинного штыря трансформировалась со временем в гребешок, гармонично вписывающийся в архитектуру автомобиля. Кстати, в архитектуре что-то похожее произошло с кондиционерами. Их ставят сегодня практически все покупатели новых квартир, и, чтобы фасад дома не выглядел «колхозом», для кондиционеров проектируют однотипные ящики.
Хотя, справедливости ради, надо сказать, что у дизайнеров появляются не только новые обязанности, но и новые возможности. Например, те, что продолжают давать светодиоды. У Audi Grandsphere фонари и фары получили новую световую «подпись»: их блоки – словно увеличенные нижние фрагменты скрещенных четырех колец эмблемы марки. У VW ID.Life – свое решение: вся иллюминация спрятана за полупрозрачной поверхностью, расположенной там, где обычно у машин находятся фары и радиаторная решетка.
Имя в помощь
Ну и, пожалуй, последнее. Коллеги из одного уважаемого автомобильного издания в свое время весьма любили заголовок «Прежним осталось только имя», который подчеркивал, насколько сильно преобразилось очередное поколение той или иной модели. На выставке в Мюнхене дебютировал smart. Только теперь это не малыш, разработанный концерном Daimler AG и собранный во Франции, а китайский кроссовер. А марка Renault показала электромобиль 5 Prototype – наследник легендарного Renault 5, который совсем скоро отметит полувековой юбилей.
Это вселяет надежду, что, невзирая на случившиеся тектонические сдвиги, когда-нибудь в автомобилестроении могут пригодиться не только имена, но и другие идеи, наработанные лучшими умами человечества больше чем за столетнюю историю «безлошадных экипажей».