Рафик не киловатт

1980 РАФ-2910 «Латвия» на солнечных батареях

Фото: Rigas Autobusu Fabrika

Использование солнечных панелей на электромобилях – явление довольно редкое даже сейчас, когда электричество с каждым годом все больше и больше отвоевывает свои позиции в автопроме. Что говорить о прошлом, когда такие проекты и вовсе были единичными, но даже в Советском Союзе занимались этой темой.

Вторая дополнительная дверь слева за водительской – отличительная особенность судейской модификации микроавтобуса РАФ-2203, созданной конструкторами Рижской автобусной фабрики специально для участия в московской Олимпиаде 1980 года и получившей индекс 2910. Микроавтобус предназначался для перевозки судей во время спортивных соревнований по ходьбе и марафонскому бегу.

Применение электрической тяги диктовалось назначением микроавтобуса: судейский автомобиль должен был минимально влиять на спортсменов, то есть быть бесшумным и бездымным. Аккумуляторная батарея располагалась в задней части, электродвигатель развивал 10 кВт, а максимальная скорость составляла 40 км/ч. При переводе киловатт в привычные меры мощности получается всего 14 л.с.

В автомобиле будущего оказались и элементы из далекого прошлого. Микроавтобусы РАФ собирали с использованием узлов и агрегатов не только актуальной на тот момент модели ГАЗ-24 «Волга», но даже и от ее предшественницы ГАЗ-21. От последней электромобилю достались колеса с большими хромированными колпаками, появившиеся еще в 1956 году – фактически четверть века назад.

После Олимпиады РАФ-2910 передали Туркменскому отделению НПО «Квант» в Ашхабаде, где ему на крышу установили солнечные батареи. Еще специалистам «Кванта» удалось повысить максимальную скорость до 50 км/ч при сохранении запаса хода в 100 км. РАФ-2910 планировали применять в районах, где более полугода светит солнце, но до серийного производства дело так и не дошло.

Денис Токмаков

Вся лента