«Игра в кальмара» набирает ответственность
Почему создателей сериала могут наказать за разглашение персональных данных
В самом популярном сериале от Netflix случайно показали номер телефона реального человека. Теперь пострадавший принимает в день несколько тысяч звонков и СМС-сообщений от незнакомцев. Речь идет о корейском проекте «Игра в кальмара». У шоу появились миллионы поклонников, которые готовы покупать реквизит, копировать одежду и поведение главных героев. Так фанаты выяснили, что номер из сериала настоящий. Хотя создатели проекта, по их словам, указали реальный телефон случайно. Как их могут наказать за неосторожность? И в чем секрет популярности корейского шоу? Расскажет Владимир Расулов.
С номером телефона в «Игре кальмара» связан важный сюжетный поворот. Главный герой сериала Сон Ги-хун — неудачник, который постепенно опускается по социальной лестнице. Он влезает в долги, теряет последние деньги, соглашается отдать почку кредиторам и готов пройти через унижение ради $85. Именно в этот момент он встречает в метро загадочного незнакомца, который дает ему визитку с номером телефона. Позвонив по нему, герой соглашается стать участником игр на выживание с призом в $40 млн. Но уже после первого испытания он приходит в полицейский участок, чтобы разоблачить организаторов. И предлагает им позвонить по тому самому номеру.
Похожий эксперимент решили провести и фанаты "Игры в кальмара". Они позвонили по номеру телефона из сериала. И на другом конце провода услышали голос реального человека. Оказалось, что телефон принадлежал некоему корейскому предпринимателю. После выхода шоу бизнесмен в день принимает до 4 тыс. вызовов и сообщений от поклонников проекта. Ему даже предлагали продать номер за круглую сумму. Netflix пообещал облегчить страдания мужчины и удалить телефон из сериала.
Вероятно, помимо этого, компании придется выплатить жертве внушительную компенсацию, отмечает руководитель практики защиты репутации адвокатского бюро A-PRO Антон Воробьев: «В данном случае действует закон PDPA, его исполнение контролирует специальный орган. Ответственность за подобное разглашение установлена, мы можем говорить и о компенсации морального вреда, в PDPA сумма фиксирована — до 3 млн вон — это порядка $2,5 тыс. Кроме того, комиссия PDPC, как правило, в подобных случаях привлекает к административной ответственности и в зависимости от обстоятельств взыскивает от 0,03% до 0,06% полученного дохода от использования персональных данных».
«Игра в кальмара» за несколько недель после релиза возглавила чарты Netflix сразу в 90 странах. А глава стриминга Тед Сарандос предсказал проекту будущее самого успешного шоу всех времен. С большой популярностью к сериалу пришло и пристальное внимание зрителей. Некоторые из них заметили множество неточностей в переводе на английский. Например, фраза «на что смотришь» в субтитрах превратилась в слово-восклицание «проваливай». Такие ошибки неизбежны, если киностудия осваивает малоизвестные рынки, считает владелец бюро переводов iTrex Вениамин Бакалинский: «Если мы говорим про переводы не самых мейнстримовых продуктов — корейские драмы и аниме — большое их количество делается любителями на уровне перевод Google. Возможно, кто-то из них проходит отбор. И есть еще один момент: в Южную Корею очень трудно отправлять деньги. Это дорого и долго, и является серьезной административной преградой. Мы сотрудничаем с переводчиками-носителями из Южной Кореи благодаря тому, что у них есть возможность принимать деньги где-то в Европе».
Обсуждениями сериала сейчас переполнены соцсети. Хотя еще 10 лет назад от проекта отказывались все киностудии. Финансовое положение автора «Игры в кальмара» Хван Дон-хека было настолько печальным, что ему даже пришлось продать ноутбук, на котором он писал сценарий. Техникой в свое время торговал и один из актеров сериала. Он продавал телевизоры в России. Превратиться в главных мировых звезд им помогла не только удачная история, но и обстоятельства, признает кинокритик, заместитель главного редактора издания «Московские новости» Даниил Ротштейн: «Здесь есть целый набор вещей. С одной стороны, сам базовый концепт антиутопии с играми на выживание — это всегда плюс, потому что жанры помогают продавать какие-то концепции за счет узнаваемости, ведь предсказуемость общего содержания для потребителя очень важна. С другой стороны, здесь есть универсальный политический, антикапиталистический посыл, который очень близок сейчас широким пластам аудитории по всему миру, ведь пандемия коронавируса ужесточила именно эти настроения».
Ажиотаж вокруг сериала настолько велик, что даже за реквизитом из шоу сейчас ведется охота. Часть предметов создатели «Игры в кальмара» отправили в музеи, как, например, куклу из первой серии проекта. А ее копию Нетфликс установил в торговом центре Филиппин. Там она выполняет роль гаишника и следит за соблюдением ПДД.