Дорогу осилит грядущее
Фестиваль дебютного кино проходит в Новой Голландии
В Петербурге, в Новой Голландии проходит международный фестиваль кинодебютов (МФДНГ) — формально в третий раз, но впервые — в полную силу, с тремя конкурсными программами и несколькими блоками фильмов под настроение, от доккино до slow-burner-хорроров. В конкурсных программах МФДНГ участвуют лишь дебютные и вторые фильмы начинающих режиссеров, в итоге получается коллективный портрет нового поколения кинематографистов, которые, возможно, вывернут кино наизнанку. Рассказывает Ксения Рождественская.
Президент фестиваля Александр Роднянский не зря определяет дебютные фильмы не как «первые», а как «смелые, дерзкие, бесстрашные, поисковые». На открытии он сказал, что обычно на фестивалях есть перекос в сторону жанрового кино, и вообще отборщики, как правило, учитывают интересы массового зрителя, а МФДНГ отбирает фильмы, которые «прокладывают новые пути» и «не боятся экспериментов».
Это действительно беззастенчивое кино, достойное вопроса «а чо ты такой дерзкий?». Неожиданные, заумные, слишком медленные, слишком быстрые, дикие, поражающие воображение фильмы. Отборщики не делали различий между документальным, экспериментальным и игровым кино, так что победить может что угодно. Например, в национальном конкурсе есть формально игровой фильм, но он переснят по мотивам утерянной видеокассеты с детскими записями режиссера («Лето» Вадима Кострова). Есть фильм, в котором минут за двадцать до конца герой пропадает, и зритель сам вынужден доделывать работу героя, вглядываться в непривычное московское пространство, пытаясь найти хорошее место для закладки («Обходные пути» Екатерины Селенкиной). В основном конкурсе есть чистая колониальная психоделика — фильм «Из самых недр» Ферна Силвы, в котором история Гавайев превращается в бесконечное извержение вулкана, дым от электронных сигарет перемешан с электронной музыкой, а рассказ о будущем становится рассказом о борьбе. Учителя, манекены, закладчики, отбросы, влюбленные, Илья Зданевич, гугл-карты, соседи, ведьмы, серые пейзажи — мозаика нового кино, в котором нет никаких различий между реальностью, выдумкой, фейком и мечтой.
Внеконкурсные программы, как и конкурс, переключают внимание зрителей с жанра на ритм, с сюжета на способ съемки, с вопроса «что происходит?» на вопрос «что происходит на самом деле?». Например, хорроры из вроде бы жанровой программы «Фильмы из зловещей долины» — очень медленные истории о том, что ужас живет в каждом зрителе, может выскочить из любого фильма. И из видеоавтобиографии («Никита Лаврецкий» Никиты Лаврецкого), и из пейзажных съемок («Сон объял ее дом» Скотта Барли), и, конечно, из рассказа о сетевом флешмобе («Мы отправимся на всемирную выставку» Джейн Шунбран).
Фестиваль открылся неигровым итальянским хитом «Будущее» Аличе Рорвахер, Пьетро Марчелло и Франческо Мунци. Это путешествие по Италии, которое три режиссера начали в феврале 2020 года, чтобы поговорить с молодежью и понять умонастроения итальянского поколения Z. Мунци — 50, Марчелло — за 40, Рорвахер исполнилось 40 в этом году, они не то чтобы трагически стары, но помнят разгоны мирной молодежной демонстрации 2001 года во время саммита G8. Те, с кем они сейчас разговаривают, будущие футболисты, визажистки и шеф-повара, тогда только родились. Внезапно пандемия лишает режиссеров возможности путешествовать, а когда они возвращаются к работе, их герои, уже в масках, говорят о том, что старшее поколение повесило на них все свои страхи.
Фестиваль дебютов — это тоже своеобразный разговор о будущем с людьми, которые его делают. И при этом понимают, что по большому счету разговор о будущем невозможен, оно существует лишь как отблеск настоящего и в любую секунду может измениться.
Фильм-эссе Тео Энтони «Повсюду свет» из документальной программы исследует взаимодействие человеческого глаза и того, что он видит,— в первую очередь изображений с нательных полицейских камер и спутниковых камер слежения. Но речь в фильме заходит и о первых фотоаппаратах, старинных фоторужьях, очках для наблюдения за солнечным затмением: обо всем, что задает зрению рамку. За рамкой остается почти весь мир. Главная идея этого киноколлажа: человеческий мозг достраивает то, что находится в слепом пятне, но при этом мы уверены, что видим полную картинку. Эту идею можно назвать манифестом фестиваля: МФДНГ намеренно оставляет жанровое кино в своеобразном слепом пятне, но зритель уверенно достраивает картинку, превращая экспериментальные фильмы в комедии, детективы, хорроры, ромкомы.