Банковский шопинг

Тенденции

Небольшие банки привлекли внимание маркетплейсов, которые намерены развивать на их базе различные финансовые сервисы. Наличие собственной кредитной организации позволит онлайн-платформам не только кредитовать своих клиентов и поставщиков, но и ограничить доступ сторонних банков к информации о своей аудитории.

В первой половине 2021 года сразу три крупнейших российских онлайн-игрока приобрели собственные банки. В феврале Wildberries купил «Стандарт-кредит», в апреле «Яндекс» стал собственником банка «Акрополь», а в мае сделку по покупке Оней-банка у Совкомбанка завершил Ozon. С момента этих событий прошло не так много времени, поэтому ритейлеры еще не делятся финансовыми результатами.

В Wildberries пояснили, что банк нужен им для дальнейшего активного развития онлайн-платформы: действующих сервисов для покупателей и предпринимателей и запуска новых. «Интеграция финансовой организации в первую очередь позволит нам ускорить развитие существующего платежного сервиса на площадке, сделать взаиморасчеты с покупателями и продавцами еще более удобными и быстрыми для всех сторон, оперативно решать возникающие вопросы без участия посредников»,— отмечает представитель ритейлера.

«Перед финтехом маркетплейса стоят специфические цели. Банк, включенный в общую инфраструктуру, обеспечит нам дополнительные скорость и гибкость при реализации финтех-стратегии, суть которой — давать покупателям и продавцам инструменты и продукты, способные закрыть их финансовые потребности»,— говорит директор по развитию финансовых продуктов Ozon Ваэ Овасапян. Сейчас у Ozon больше 18 млн активных покупателей и свыше 50 тыс. продавцов, поясняет он. Компания понимает, в каких финтех-продуктах нуждаются клиенты и сосредоточена на развитии всей финтех-инфраструктуры и банка как ее части, добавляет господин Овасян.

В «Яндексе» пока лишь подтвердили смену названия «Акрополь» на «Яндекс банк», не уточнив других подробностей.

Выход за рамки

Идея запуска финансовых продуктов непрофильными игроками не нова — бизнес выходит за рамки своих профильных услуг, чтобы удовлетворить как можно больше потребностей клиентов, говорит генеральный директор оператора-интегратора «Обит» Андрей Гук. Немногим более десяти лет назад похожие тренды были в телекоме (МТС Банк, Связной банк). «Во-первых, это может быть попыткой монетизировать обширную клиентскую базу, информация о которой позволяет создавать более эффективные продукты. Во-вторых, способом управлять потоком наличности и не платить за это проценты, используя для получения дополнительной прибыли. В-третьих, это инструмент конкурентной борьбы»,— перечисляет господин Гук.

Интерес к финансовой сфере со стороны маркетплейсов пока еще не стал массовым, считает начальник аналитического отдела инвесткомпании ЛМС Дмитрий Кумановский. Большинство финансовых услуг (кредитование под пополнение оборотного капитала, кредитование покупателей, предоставление скидок при безналичной оплате, организация доставки в партнерских для банков сетях) предоставляется банками — партнерами таких платформ. Интерес к банковскому бизнесу обычно появляется в тот момент, когда маркетплейс начинает строить экосистему с онлайн-услугами типа кинотеатров, мобильной связи и интернета, игровыми ресурсами, говорит господин Кумановский. В такой ситуации банк нужен для учета транзакций и запуска маркетинговых предложений, пакетных услуг.

Тем не менее уже ясно, что финансовые и инвестиционные продукты в маркетплейсах — это устойчивый тренд, считает руководитель блока «Цифровой Бизнес» УК «Альфа-Капитал» Антон Граборов. С начала пандемии идет активная цифровизация всех сервисов, в том числе представленных традиционно в офлайне, указывает он. По оценке Goldman Sachs, объем рынка электронной коммерции в 2020 году составлял $34 млрд, а к 2025 году вырастет до $108 млрд.

Маркетплейсы обладают большим массивом данных о покупателях, их предпочтениях, интересах, потребностях, финансовых возможностях и все лучше используют эти знания при работе с клиентами, признает господин Граборов. «Мы в "Альфа-Капитал" активно движемся в этом направлении. Уже сейчас российские инвесторы могут приобрести наши инвестиционные продукты через наших партнеров: "Билайн", "Перекресток", "Аэрофлот", "Банки.ру" и многих других»,— говорит он.

Вопрос выживания

В большинстве случаев экосистемам от приобретаемых банков нужна лицензия, констатирует руководитель департамента инвестиционного анализа и обучения ИК «УНИВЕР Капитал» Андрей Верников. Сейчас Центральный банк уменьшает количество банков, и получать лицензии «с нуля» сложно. Без банка же экосистема будет неполноценной, а средние по размеру банковские игроки, с другой стороны, не имеют перспектив вне экосистемы — большая часть прибыли оседает в карманах кредитных организаций из топ-10, размышляет господин Верников. Поэтому интеграция в экосистему для многих средних банков — это вопрос выживания.

Наличие собственного банка дает ряд преимуществ — минимизацию комиссий за эквайринг, оптимизацию документооборота и расширенные возможности аналитики, а также кредитование не только покупателей, но и поставщиков, перечисляет директор по развитию УК «Доходъ» Илья Тесюль. Последнее, безусловно, влияет на величину оборота и может стать источником дополнительных доходов. Сложности же работы нишевых банков связаны с самой сутью узкой специализации — с кредитными рисками. К тому же высоки затраты на продвижение, отмечает господин Тесюль.

«После приобретения банка экосистемам проще нарастить кредитование и расширить продажи товаров и услуг. Еще одна прибыльная история — это кредитование поставщиков. В этом году некоторые поставщики страдали от проблем с задержкой оплатой уже реализованных товаров от экосистем. Это наглядно показало, что у них нет "длинных денег", поэтому услуга может быть востребованной»,— считает господин Верников.

Кредитная история

По мнению управляющего директора НКР Станислава Волкова, на первом этапе ключевой задачей для приобретенных Wildberries, «Яндексом» и Ozon банков будет не кредитование, а отладка платежных сервисов. В целом говорить об успешности этих сделок можно будет не ранее чем через полтора-два года. «Наличие аффилированной кредитной организации позволяет маркетплейсам ограничить доступ сторонних банков к данным о своих клиентах. Ценность этой информации в том, что она может использоваться при принятии решения о кредитовании через аффилированный банк»,— поясняет господин Волков.

Сегодня Ozon предлагает кредитование через платформу Ozon.Invest, где собраны предложения для поставщиков от банков-партнеров, рассказывает Ваэ Овасапян. Компания сотрудничает с четырьмя кредитными организациями, а также дает свое предложение через МКК Ozon Credit (микрофинансовая организация, зарегистрированная компанией в конце мая 2021 года). На платформе можно взять в кредит до 50 млн рублей на срок до двух лет. «Наша экспертиза позволяет улучшить условия по кредиту, поскольку в банках-партнерах при скоринге берут во внимание и данные, предоставленные маркетплейсом, в том числе информацию по объему продаж и остаткам на счетах»,— объясняет господин Овасапян.

Банк выступает как источник сравнительно дешевых ресурсов и как инструмент расширения операторами торговых платформ роли кредитования в своем бизнесе, обращает внимание аналитик «Фридом Финанс» Александр Осин. В качестве примера он приводит планы группы «М.Видео — Эльдорадо». Недавно совет директоров ритейлера одобрил приобретение 100% в кредитной платформе «Директ Кредит», которая является крупнейшим кредитным брокером в России и занимает 25% рынка POS-кредитования. Актив будет куплен за 1,3 млрд рублей у холдинга SFI. Реализация проекта создает новое бизнес-направление в группе с потенциалом роста доли в прибыли и выручке, равным 10% и более, говорит аналитик. Однако сложность заключается в том, что условия займов для таких «нишевых» банков будут ощутимыми и на 200–300 б. п. годовых превысят стоимость кредитов в крупных организациях. Это станет преградой для активного наращивания заимствований в среднесрочном периоде.

В августе «Яндекс» заявил о намерении развивать направление BNPL (buy now pay later), то есть покупки в рассрочку с оплатой равными платежами, напоминает аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын. «В этом направлении работают такие западные компании, как Affirm, IPO которой открыло сезон крупных размещений этого года, шведская Klarna, австралийская AfterPay. Поэтому нашим маркетплейсам не приходится изобретать велосипед — они просто внедряют здесь подходы, уже популярные во многих других странах»,— говорит господин Делицын. Маркетплейсы вкладываются в финансовый бизнес не на квартал и не на полгода, а на весь срок своей деятельности, так что вложения в банки с их стороны полностью оправданны, убежден эксперт.

Виктория Алейникова

Вся лента