Игра на публику
Размещение акций
На фоне растущего фондового рынка в России продолжается бум IPO. В 2021 году, по подсчетам Bloomberg, в ходе первичных размещений и SPO российские эмитенты могут в совокупности привлечь около $10 млрд.
За последние полтора года на биржу вышло рекордное количество компаний. Фондовый рынок в России, США и во всем мире находится на пике, что вызывает бум IPO, отмечает руководитель аналитической службы УК «Доходъ» Александр Шадрин. К примеру, в США число IPO в третьем квартале 2021 года было наиболее высоким для этого периода с 2000 года — времени пузыря дот-комов, подчеркивает эксперт.
Денежное предложение на рынке увеличивается, а с ним растет эмиссия госдолга, корпоративного долга, объем IPO, облигации федерального займа и так далее, отмечает аналитик «Фридом Финанс» Александр Осин. «Например, денежная база США с октября 2019 года выросла без малого в два раза: рост объема свободной денежной ликвидности на глобальных рынках стал следствием сверхмягкой антикризисной политики ряда ведущих мировых ЦБ. Это транслируется в среднесрочном периоде в рост денежного предложения на рынке РФ»,— говорит господин Осин. Объем наличных денег в обращении в России вырос за два года на 40%, что является максимальным приростом с 2012 года, подчеркивает аналитик.
Для российских IPO также важен приток розничных инвесторов, говорит старший директор группы корпоративных рейтингов АКРA Екатерина Можарова. В последние несколько лет количество частных инвесторов на московской бирже стремительно росло. Свой вклад в эту активность внесла и самоизоляция в период ограничительных мер. На конец августа только на Московской бирже зарегистрировано 14 млн уникальных счетов, тогда как еще три года назад их было менее 2 млн.
Значительные объемы дешевой ликвидности стимулируют граждан активнее искать альтернативу надежным, но низкодоходным банковским депозитам. Инструменты фондового рынка — первое, что приходит на ум после недвижимости, согласен начальник отдела анализа акций и облигаций «Открытие Брокер» («Открытие Инвестиции») Алексей Павлов. «Российский фондовый рынок в последние два года испытывает настоящий ренессанс. Все началось в 2019 году с рублевых облигаций, где в какой-то момент сформировался активный спрос со стороны физлиц на доходные облигации крепких середняков второго эшелона. А в конце прошлого года волна докатилась и до рынка акций, где спустя продолжительное время наконец-то состоялось крупное IPO „Совкомфлота"»,— объясняет он.
Капитализация ожиданий
По данным Refinitiv, в России за 2020 год было проведено 22 размещения (SPO и IPO) на общую сумму $7,9 млрд, а за первое полугодие 2021 года — десять на общую сумму $4,7 млрд, приводит данные господин Шадрин. «Высокие цены на акции подталкивают собственников компаний выводить их на публичный рынок. Большинство IPO — это монетизация предыдущего успеха или даже ожиданий будущих успехов компаний. Редкие размещения имеют целью сбора денег для развития компаний»,— отмечает эксперт.
Пока IPO носят единичный характер, каких-либо отраслевых тенденций не наблюдается, кроме очевидного оживления в ритейле, где вдохновляющими примерами стали Ozon в прошлом году и Fix Price в этом, считает аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын. Компании новой экономики по традиции часто обсуждают возможность привлечения средств через IPO, подчеркивает он.
Успешное IPO Ozon эксперты считают событием года. Компания привлекла $1,27 млрд вместо прогнозируемых $950 млн. Доля основных акционеров (АФК «Система» и Baring Vostok) уменьшилась с 45,2% и 45,1% до 33,1% и 33% соответственно. Причем крупнейший акционер АФК «Система» участвовал в качестве покупателя, а не продавца.
Среди других знаковых размещений 2020 года господин Шадрин выделяет уже отмеченное IPO судоходной компании «Совкомфлот» (привлеченная сумма $500 млн) и строительной ГК «Самолет» (2,9 млрд рублей). В качестве заметных SPO (вторичное публичное размещение акций) и ABB (дополнительное размещение акций с краткосрочным сбором заявок инвесторов) эксперт приводит в пример «Яндекс» (привлек более $1 млрд на SPO), Mail.ru Group ($200 млн), Headhunter (банк Goldman Sachs продал около 12%), «Аэрофлот» (спасительная допэмиссия на 80 млрд рублей), TCS Group (Rigi Trust — трастовый фонд, связанный с семьей Олега Тинькова продал около 5,3% уставного капитала по цене $30,5 за бумагу на ABB), «Детский мир» (в ходе двух ABB АФК «Система» и РКИФ полностью продали свои доли) и «Полиметалл» (крупнейший акционер ICT Group продал 4% в ходе ABB, также сократила свою долю до 3,82% PPF Group).
Из-за пандемии многие IPO были перенесены, поэтому в текущем году бум размещений продолжился. За первое полугодие 2021 года было проведено десять сделок IPO/SPO на общую сумму $ 4,7 млрд, что стало лучшим результатом за полугодие с досанкционного 2013 года. Все рекорды снова побил ритейлер — сеть Fix Price, которая разместилась на Лондонской фондовой бирже и сразу получила вторичный листинг на Мосбирже. Объем сделки составил $2 млрд, что стало лучшим результатом за последние 11 лет с момента IPO «Русала». Тем временем для АФК «Система» еще одним успехом стало проведение весной IPO лесопромышленной Segezha Group. Группа разместилась на Мосбирже и привлекла 30 млрд рублей. Кроме того, сеть клиник EMC через Мосбиржу привлекла $550 млн.
Характерная и традиционная особенность для компаний, которые провели первичное публичное размещение,— их зачастую высокие оценки с точки зрения финансовых мультипликаторов, считает господин Осин. К примеру, отличающийся позитивной устойчивой динамкой финансовых показателей лесопромышленный холдинг Segezha Group получил в первом полугодии чистую прибыль в 7,6 млрд рублей против убытка в 2,1 млрд рублей годом ранее. При этом капитализация компании составляет более 136 млрд рублей, констатирует эксперт.
В сентябре 2021 года сразу три российских эмитента провели SPO: ПИК, «Русагро» и ММК. На фоне американского фондового рынка, где за третий квартал 2021 года разместилось 94 компании, наш результат кажется незначительным, но до 2020 года последние IPO были только в 2017 году, напоминает исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артем Тузов.
Нетерпимость к убыткам
О планах провести IPO в ближайшей перспективе заявляют и многие компании. До конца 2021 года Мосбиржа прогнозирует еще шесть-восемь размещений, Минэкономразвития ожидает примерно 12–14 IPO в 2022 году и десять — в 2023 году. Эксперты особенно ждут IPO Санкт-Петербургской биржи, «Вкусвилла», «Ренессанс Страхования», ЦИАН, «Красного и Белого», «AliExpress Россия», «Продимекса». Возможность IPO рассматривает и петербургская Melon Fashion Group (сети Befree, Love Republic, Zarina и Sela), владельцы которой после неудачной попытки найти покупателя задумались о привлечении средств через биржу.
Как отмечает Артем Тузов, инвесторы принимают решение об участии в IPO исходя из своих инвестиционных предпочтений и того, куда будут направлены привлеченные в ходе размещения средства — на развитие или в доход текущим акционерам. «Инвесторам, ориентированным на стабильную дивидендную доходность, нужны развитые компании, со стабильными дивидендами и возможностями для роста, такие как „Совкомфлот" и EMC. Инвесторам, ориентированным на агрессивный рост бизнеса, интересны быстрорастущие компании, такие как Ozon и Санкт-Петербургская биржа. Исходя из этих факторов, все компании, объявившие о намерении провести IPO, будут интересны рынку»,— считает господин Тузов.
По подсчетам Bloomberg, в ходе IPO и SPO в 2021 году российские эмитенты привлекут около $10 млрд, в том числе за рубежом. По мнению Александра Осина, им стоит поторопиться, так как на фоне ожидаемого сворачивания мер монетарного стимулирования оценочная требуемая доходность инвестиций может возрасти. «Это уже отражается в политике регуляторов. В частности, обращает на себя внимание информация о регуляторных новациях властей КНР, негативных для инвестиционного климата на всем сегменте „акций роста". Вопрос — в сроках. Полагаю, что размещения возможно провести с относительным успехом в четвертом квартале»,— комментирует господин Осин.
Тем не менее, тренд на IPO в ближайшие пару лет еще продолжится, считает госпожа Можарова. «Ожидания зависят от рынка. Американские биржи радушно принимают компании, которые доминируют в своих сегментах и нишах, такие как Snowflake, даже если они терпят убытки в миллиарды долларов, подобно Airbnb, или в сотни миллионов, как DoorDash и многие другие. Российский рынок сам по себе, без дружеского плеча американских инвесторов, такого не потерпит — его интересуют компании, которые готовы платить дивиденды»,— добавляет господин Делицин.