Торг уместен
Факторинг
Рынок факторинга во время пандемии показал рост за счет эффекта низкой базы и увеличения числа новых клиентов. Основным спросом эта услуга пользовалась среди промышленных предприятий, которым необходимо было сохранить пострадавшие от кризиса производственные связи и цепочки поставок.
Доходы факторов по итогам первого полугодия 2021 года увеличились на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Таковы данные отчета Ассоциации факторинговых компаний (АФК). Доходы за этот период составили 36,5 млрд рублей, объем выплаченного финансирования — около 2,3 трлн рублей, это в 1,5 раза выше прошлого года.
Совокупный портфель рынка факторинга на середину 2021 года достиг 1 трлн рублей, что на 56% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В структуре выплаченного финансирования доля сделок без регресса составила 75,4% (год назад — 71,5%), с регрессом — 23,3% (год назад — 28%).
Почти половина общей суммы дохода (45%) в этом, как и прошлом году пришлась на «ВТБ Факторинг». В пятерке лидеров также «СберФакторинг», факторинговые подразделения Альфа-банка, Газпромбанка и Промсвязьбанка (ПСБ). По итогам отчетного полугодия на долю этих пяти игроков пришлось 87% дохода всего сегмента.
Консолидация на рынке продолжается. В частности, «Совкомбанк» объявил о подписании обязывающего соглашения о приобретении ГК «НФК» у «Финансовой корпорации НИКойл», что, предположительно, должно позволить банку усилить позиции на факторинговом рынке.
Подъем на пандемии
Рост факторингового рынка в текущем году в процентном соотношении обусловлен как эффектом низкой базы, так и увеличением числа новых клиентов.
Генеральный директор ООО «Открытие Факторинг» Александр Пестов отмечает, что в первом полугодии компания активно наращивала портфель (+131%) и выплатила на 60% больше финансирования, чем годом ранее. «Основной драйвер роста рынка — закрепившееся по итогам пандемии восприятие факторинга как инструмента финансовой поддержки партнеров. Крупнейшие компании продолжают работать с увеличенным сроком отсрочки платежа, при этом предоставляют своим поставщикам и подрядчикам возможность поддерживать и комфортно развивать бизнес, получая оперативное и своевременное факторинговое финансирование. Мы сейчас видим и активность со стороны компаний, которые впервые обращаются к факторингу — со стороны как крупных клиентов, так и МСП. В этом в том числе есть заслуга Центрального банка России, который проводит программы популяризации факторинга для МСП клиентов в разных регионах»,— комментирует господин Пестов.
Фактор конкуренции
По данным АФК, уровень конкуренции во втором квартале 2021 года оценен по пятибалльной шкале в 4,1 балла. При этом в сегменте крупного бизнеса был достигнут максимум в 5 баллов, в среднем бизнесе этот показатеь составил 3,9, в малом — 3,2. В условиях экономической волатильности в структуре выплаченного финансирования доля сделок без регресса составила 75,4% (год назад — 71,5%), с регрессом — 23,3% (год назад — 28%). Сделки с регрессом в большей степени предоставляются крупным клиентам, в приоритете — промышленный сектор.
Ключевыми потребителями факторинговых продуктов сейчас являются крупные промышленные предприятия, которым в период пандемии было жизненно необходимо сохранить производственные связи и цепочки поставок, объясняет директор дирекции по работе с клиентами «ВТБ Факторинг» Игорь Внуков. «Факторинг стал для них инструментом финансовой поддержки подрядчиков и поставщиков. Это обусловило и рост объемов факторингового финансирования, и дальнейшее увеличение доли безрегрессного факторинга. В портфеле "ВТБ Факторинг" его доля значительно выше среднего по рынку и составляет 93%»,— указывает он. По словам эксперта, смещение приоритетов очевидно, поскольку продовольственный сектор в меньшем фокусе. «Динамика рынка факторинга уже достаточно давно не зависит от политики торговых сетей. По итогам второго квартала 2021 года доля оптовой торговли в портфеле факторов не превышает 23%, а у "ВТБ Факторинг" — не более 12%»,— рассказывает Внуков.
Крупные предприятия могут рассчитывать на некоторые преференции от факторов, ведь они «лакомый кусочек» с точки зрения уровня риска. «Для большинства факторинговых компаний ключевой интерес всегда представляли поставщики и подрядчики лидеров отраслей, то есть контрагенты надежных и устойчивых дебиторов»,— говорит Александр Пестов. «Согласитесь, под таких дебиторов риск неплатежа принимать легче. В пандемию у многих факторов повысился аппетит к риску, и безрегрессные схемы работы стали более привлекательны для развития факторингового бизнеса. Ожидаемо вырос и спрос со стороны клиентов на продукты, позволяющие защититься от риска неплатежа дебитора. Сейчас в "Открытие Факторинг" мы готовы принимать на безрегресс не только дебиторскую задолженность крупнейших компаний, но и других клиентов»,— продолжает он.
Малый и средний бизнес не остается забытым, но цены для него находятся на более высоком уровне. По данным опроса АФК, число активных клиентов-МСП, воспользовавшихся факторингом в январе — июне 2021 года, превысило 5 тыс. (77% от общего числа активных клиентов), в их адрес выплачено около 212 млрд рублей (15% от выплаченного респондентами).
«Рынок факторинга сегментирован, и в каждом сегменте свои потребности. Если говорить о крупных клиентах с низкими кредитными рисками, то здесь в основном ценовая конкуренция. Для клиентов поменьше важна скорость принятия решения и готовность работать с широким перечнем дебиторов»,— поясняет управляющий директор по факторингу ПСБ Иннокентий Воловик.
Сетевой вызов
На рынок факторинга намерены выйти крупные ритейлеры. Пока первый игрок — X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), которая планирует запустить механизм досрочного расчета с поставщиками в обмен на скидку. Ее размер будет высчитываться индивидуально. Профильным игрокам придется пересмотреть ставки на свои услуги, если большая часть партнеров ритейлера начнет пользоваться его сервисом, предупреждают эксперты. Однако профильные компании конкуренции с торговыми сетями не опасаются.
«Для поставщиков это, конечно, является плюсом. Они получают еще один финансовый инструмент, и, безусловно, часть клиентов им воспользуется. Но так как для поставщиков федеральных сетей факторы предлагают наиболее выгодные условия, то существенного перетока клиентов мы не ожидаем»,— утверждает Иннокентий Воловик.
Аналогичного мнения придерживается Игорь Внуков: «Мы приветствуем любые действия участников факторингового рынка, которые способствуют его развитию и повышению качества услуг для клиентов, в том числе — инициативы торговых сетей. Однако их политика, скорее всего, не окажет существенного влияния на уровень конкуренции на нашем рынке».
За факторами останется основной козырь: они предоставляют поставщикам не только деньги, но и комплекс услуг по управлению дебиторской задолженностью. «Сравнивать решение Х5 и факторинг не стоит. Начиная работать по факторингу с одним дебитором, поставщики, как правило, расширяют пул постоянных покупателей,— убежден Александр Пестов.— Кроме того, например, в "Открытие Факторинг", получая факторинговое финансирование дебиторской задолженности Х5, поставщик может получать финансирование и под других дебиторов с более низким кредитным качеством. Таким образом, мы помогаем клиенту расти и развивать бизнес, предложение Х5 же сужает его возможности, поскольку это просто скидка».
Цифра в помощь
Не все так радужно на рынке факторинга — перед его игроками стоят новые вызовы. Это цифровизация, а также умение «договориться».
«Актуальный вопрос для рынка факторинга — это настройка бесшовного взаимодействия поставщика, дебитора и фактора на основе диджитал-технологий»,— полагает господин Пестов. По его словам, сейчас у каждого фактора есть свой личный кабинет, кроме того, на рынке есть множество платформенных решений, призванных облегчить работу по факторингу. «Однако все сервисы — разрозненные площадки, предъявляющие разные требования к, по сути, одним и тем же процессам. Провайдеры заставляют клиентов и дебиторов разбираться во множестве форм документов и правил работы на своих платформах. В перспективе мы, конечно, должный найти единый формат взаимодействия, разделяемый всеми участниками факторингового сообщества»,— заключает господин Пестов.
«Кроме того, остается актуальным вопрос управления рисками. Основные вызовы — расширение сфер применения факторинга и внедрение эффективных технологий по принятию рисков на дебиторов за пределами топ-600 российских компаний»,— резюмирует Иннокентий Внуков.