Контрольный выстрел
Лизинг
Единым куратором лизинговой отрасли станет Центральный банк, что будет означать ужесточение регулирования рынка. Однако этот вариант устраивает далеко не всех: часть представителей отрасли считают текущие правила контроля своей деятельности достаточными и выступают против нововведений.
Реформа лизинговой отрасли, обсуждение которой велось на протяжении последних лет, начинает сдвигаться с мертвой точки. Весной на закрытом совещании при участии Генпрокуратуры, ЦБ, Росфинмониторинга, Минфина, Минэкономики было решено, что единым куратором отрасли станет Банк России, который рассматривает лизинг как финансовый инструмент. В планах регулятора ввести требования к капиталу участников рынка (20–70 млн рублей в зависимости от активов), публикацию отчетности по МСФО, создание саморегулируемых организаций. За эту роль с ЦБ боролось Минэкономики, которое полагает, что лизинг имеет экономическую природу.
Одним из основных результатов реформы отрасли должно стать пресечение недобросовестных практик. Этот вид лизинга представляет собой микс аренды и займа под залог имущества, когда владелец сначала продает машину или другое имущество лизинговой компании, затем арендует его, а после внесения всех платежей может вернуть себе право собственности. Недобросовестные компании пользуются подобной схемой: делают условия внесения платежей невыполнимыми и за одну единственную просрочку лишают лизингополучателя права выкупа бывшего имущества. С 2019 года ЦБ обнаружил на рынке около 130 псевдолизинговых компаний, которые под видом возвратного лизинга фактически занимаются потребительским кредитованием населения.
Груз ответственности
Подходы ЦБ к реформированию отрасли поддерживают далеко не все участники рынка. Так, в июле экспертный совет Госдумы по небанковским финансово-кредитным организациям направил в российское правительство письмо с призывом вернуться к обсуждению. По его мнению, полномочия целесообразно разделить, сделав Минэкономразвития регулятором, а ЦБ передать контролирующие функции. До этого резолюцию с критикой планов по преобразованию отрасли опубликовали участники X съезда лизинговой отрасли России. В ней участники рынка указывали, что их деятельность и так «характеризуется высоким уровнем контроля», поскольку о каждой сделке нужно уведомлять Росфинмониторинг и публиковать данные в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРСФДЮЛ). Представители отрасли также напомнили, что регулярно отчитываются перед налоговыми, антимонопольными службами, органами статистики, а со следующего года будут обязаны передавать информацию о сделках еще и в Бюро кредитных историй и применять международные стандарты финансовой отчетности. Еще один их аргумент состоял в том, что рынок контролируется через кредиторов (70% источников финансирования — это кредиты и облигации, они в зоне ответственности ЦБ) и собственников лизинговых компаний (72% под управлением государства).
Также некоторые участники рынка высказывали опасения, что преобразования могут привести к консолидации отрасли, так как небольшим игрокам будет сложно выполнять условия регулятора. Кроме того, их настораживают риски усиления позиции Центробанка, который должен будет отвечать не только за контроль, но и за развитие отрасли.
Впрочем, среди представителей отрасли есть и другая точка зрения. К примеру, генерального директора лизинговой компании «Европлан» Александра Михайлова перспективы ужесточения регулирования не пугают. «Мы всегда последовательно поддерживали саму идею развивающего и помогающего регулирования лизинговой отрасли, ведь отсутствие такого регулирования создает неравные условия для работы лизинговых компаний. Соблюдение минимальных требований по капиталу и отчетности, в том числе по МСФО, поможет сделать отрасль более прозрачной и упростит ее финансирование. По данным Банка России, учет по МСФО ведут менее 30 лизинговых компаний. При этом многие крупные компании, даже имея МСФО, не публикуют ее. Очевидно, что это наносит ущерб прозрачности рынка»,— полагает господин Михайлов.
В результате реформы клиенты получат защиту от действий псевдолизинговых компаний, вырастет доверие к отрасли, упростится доступ к нужной технике, а значит, вырастет и проникновение лизинга, рассчитывает топ-менеджер. «Лизинговые компании также выиграют. Скорее всего, появится новая дополнительная отчетность, а значит, придется затрачивать больше ресурсов. Но при этом для добросовестных игроков лизингового рынка упростится доступ к капиталу, возможности для всех станут равными»,— уверен господин Михайлов.
Рычаги влияния
Аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Александр Осин обращает внимание, что лизинг — это услуга, спрос на которую диктуется, с одной стороны, ее качеством, а с другой стороны — ценой. «При этом качество услуги напрямую зависит от экономически обоснованных цен на нее. ЦБ может влиять на динамику ставок лизинга в среднесрочном периоде в рамках своей монетарной политики и на отраслевую краткосрочную динамику стоимости лизинга, используя имеющиеся механизмы регуляторного воздействия на кредитную политику банков. Минэкономразвития ограничено в подобных рычагах влияния. Поэтому, как представляется, рынок "выбрал" ЦБ»,— рассуждает он.
Банк России обладает всеми необходимыми техническими и административными возможностями для того, чтобы достаточно эффективно регулировать большинство финансовых направлений в экономике страны, признает аналитик ФГ «Финам» Алексей Коренев. «Но к некоторым из них могут возникнуть вопросы вроде: "Не слишком ли много полномочий отдается одному ведомству?" И в этом вопросе есть разумная часть, ведь любая монополия ведет к тем или иным перекосам в управлении. Но, увы, у нас пока нет ни отдельных ведомств, готовых безапелляционно бороться с монополиями, ни достаточно эффективного законодательства. Получается, что другого регулятора, кроме ЦБ РФ, сейчас просто нет. Остается надеяться на профессиональные компетенции Банка России»,— рассуждает он.
Систематизация работы с рисками хозяйствующего субъекта — профессиональная область регулирования ЦБ, говорит вице-президент, руководитель корпоративного блока МТС Банка Дмитрий Соловьев. Если Банк России упорядочивает эту область, то лизинговым компаниям должны упростить доступ к заемным средствам, поскольку они очень редко привлекают денежные средства у непрофессиональных участников, указывает он. Регулирование со стороны ЦБ было бы оправданно и, скорее всего, позитивно встречено рынком, если бы облигации лизинговых компаний разрешили покупать неквалифицированным инвесторам, внедрили бы государственные программы по упрощенному доступу лизинговых компаний к заемному капиталу, перечисляет топ-менеджер. «Если же вся инициатива — ради систематизации и единообразия, то дискуссия может быть долгой и скорее переходит в плоскость эффективности процесса регулирования и мониторинга (себестоимость, консолидация рынка, прозрачность денежных потоков), нежели решения запросов лизинговых компаний»,— резюмирует он.