COVID-19 напугал статистикой
Стоит ли ждать жестких ограничений из-за показателей по смертности
Россия вышла на первое место в мире по количеству летальных исходов от коронавируса. По последним данным, за сутки в стране погибли почти 1 тыс. человек. Для сравнения — на втором месте США, где скончались менее 600 заболевших. В то же время в Штатах за сутки COVID-19 заразились более 42 тыс. человек, тогда как в России — 29 тыс. На этом фоне все новые регионы вводят ограничения. Среди них Чечня, Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ и Воронежская область. При этом эпидемиологи, опрошенные “Ъ FM”, уверены, что статистика по числу заразившихся и умерших продолжит расти. До каких пределов? И ждать ли введения жестких ограничений в стране? Разбирался Александр Рассохин.
Количество новых случаев заболевших практически достигло исторического максимума. На этом фоне власти более 20 регионов ужесточают антикоронавирусные ограничения. Во многих из них впервые начинают внедрять апробированную ранее в Москве практику QR-кодов. Например, Воронежская область: если в 2020 году в это время в регионе коронавирусом заражались в среднем 200 человек в сутки, то сейчас в три раза больше. А вот свободных коек в больницах становится все меньше, незанятыми остаются только около трети мест.
В итоге теперь без QR-кода нельзя посещать рестораны, музеи, фитнес-залы, кинотеатры и зоопарки. Кроме того, новые ограничения власти введут уже 12 октября, рассказал собственный корреспондент “Ъ” в Воронеже Сергей Толмачев: «С 12 октября все школы в городе переведены на дистанционку. Университетам и колледжам рекомендовано проводить лекции и практические занятия онлайн. Заведениям общепита разрешено работать только до 9 часов вечера. Детям запрещено без взрослых посещать торговые центры».
Ситуация с заболеваемостью продолжает ухудшаться и в Оренбургской, Тамбовской, Саратовской областях, Башкортостане, в районах Черноземья, Южного Урала, среднего и нижнего Поволжья. Абсолютно все опрошенные “Ъ FM” статистики уверены, что происходящее — это не четвертая волна, как, к примеру, в Европе, а продолжение третьей. И ситуация, по их словам, будет усугубляться.
Как заболеваемость COVID-19 в Москве выросла в 1,5 раза за две недели
Сейчас количество активных случаев заражения достигло 700 тыс. человек. Но, до каких пределов может дойти показатель в будущем и когда ожидать пика заболеваемости, сказать сложно, признает руководитель Центра интеллектуальной логистики СПбГУ Виктор Захаров: «После завершения второй волны количество новых случаев постоянно менялось. Последний всплеск начался буквально дней 10 назад. Мне кажется, пока рост заболеваемости не очень активный. В данной ситуации локдаун может снизить этот показатель, но я не очень понимаю эффективность подобных мер. Да, показатели снизятся, но количество активных случаев от этого не сильно зависит».
Но на какие ограничения могут и должны пойти власти? Демограф Алексей Ракша настаивает, что необходимо запретить массовые мероприятия, обязать носить маски в публичных местах, а также усилить кампанию по вакцинации. Помимо большого количества умерших от коронавируса, в стране наблюдается и пугающая статистика по избыточной смертности. «Избыточная смертность не опускалась ниже 1,6 тыс. человек в сутки начиная с конца июня. Считаю, что львиная доля обусловлена именно заражениями коронавирусом, то есть это люди, которые заразились и умерли. Не уверен, что стоит ожидать повторения апрельского локдауна, но какие-то ограничения будут вводиться. Как правило, Москва почти в любую волну вспыхивает первая, быстрее затухает, но потом снова подхватывает инфекцию из регионов. Осенью и зимой 2020 года так и произошло»,— пояснил Ракша.
Что касается вакцинации, то темпы до сих пор далеки от ожиданий властей. Привились только около трети всех жителей. На этом фоне шесть регионов объявили об обязательной вакцинации, но только определенных групп населения. Например, в Воронежской области это сотрудники образования, здравоохранения, соцобслуживания, торговли, общепита, салонов красоты, театров, кино и ЖКХ.
Где в Москве организовали бесплатное экспресс-тестирование на COVID-19
Такие меры могут быть эффективны, но все же проблема гораздо глубже, настаивает профессор Ратгерского университета в Нью-Джерси Константин Северинов: «Люди должны сами бежать и вакцинироваться. Казалось бы, зачем убеждать пристегивать ремни безопасности? Довольно странно заставлять население делать то, что идет им абсолютно во благо. К сожалению, у прививочной кампании нет лидера, на которого власти могли бы поставить, которому люди могли бы доверять».
С начала прививочной кампании прошел практически год, а значит, встает вопрос и о ревакцинации. В любом случае ограничения, введенные сейчас, теоретически могут изменить ситуацию с заболеваемостью и госпитализацией только спустя несколько недель. А значит, какими бы жесткими ни были меры властей, высока вероятность, что рекорды по числу заразившихся и умерших еще будут побиты и не раз.