Для Джо Байдена дело запахло бензином
Президент США теряет поддержку избирателей на фоне подорожания энергоносителей
Американский президент Джо Байден продолжает терять электоральную поддержку: его рейтинг сейчас не превышает 38%. Объяснить это можно провалами как во внешней, так и во внутренней политике. Один из ключевых факторов — резкий рост стоимости энергоносителей в стране. Эксперты предполагают, что для спасения ситуации демократам, возможно, придется пересмотреть свою климатическую повестку. Произойдет ли это, станет ясно по итогам конференции ООН по изменению климата, которая откроется в шотландском Глазго в конце октября.
В конце минувшей недели авторитетный Квиннипэкский университет опубликовал неутешительные для администрации США результаты опроса общественного мнения. Рейтинг президента США Джо Байдена опустился до 38%, а 55% американцев считают, что господин Байден некомпетентен.
Причин для этого много, но в их числе опрошенные «Ъ» американские эксперты особо выделяют рост стоимости бензина в США. За год цена поднялась более чем на $1, до $3,266 за галлон (3,8 литра), сообщает Американская автомобильная ассоциация. Это ударяет по кошельку американцев, которые не спешат пересаживаться на электромобили. Из данных Минэнерго США следует, что в 2020 году электромобили составляли лишь 1,7% от общего числа проданных автомобилей.
Еще в июле агентство Bloomberg предупреждало, что цены на бензин могут серьезно повредить рейтинг Джо Байдена.
Агентство ссылалось на ранее проведенное исследование о том, что рост стоимости бензина на 10 центов эквивалентен потере 0,6 процентных пункта электоральной поддержки.
Понимают это и американские конгрессмены, которые уже готовятся к избирательной кампании 2022 года.
На этом фоне обращает на себя внимание ситуация с проектом бюджета США на $3,5 трлн на 2022 финансовый год. В документе, который телеканал CNN назвал ключевым в контексте всего президентства Джо Байдена, предусмотрены существенные ассигнования на образование, медицину, борьбу с изменением климата. При этом телеканал отмечает, что среди демократов нет единства по поводу этих предложений: умеренные представители партии считают, что по вопросам климата (а также по ценам на лекарства) администрация США «зашла слишком далеко».
Управляющий директор вашингтонской компании Berkeley Research Group и бывший член Федеральной комиссии США по энергорегулированию (FERC) Бранко Терзик в беседе с «Ъ» объяснил, что курс на возобновляемую энергетику, подразумевающий ограничение добычи нефти, угля и газа,— это результат давления на администрацию «левого» крыла Демократической партии. Главным идеологом «нового зеленого курса» более года назад стала конгрессвумен-демократ от Нью-Йорка Александрия Окасио-Кортес.
Но не все демократы согласны пожертвовать электоральной поддержкой ради того, чтобы проводить непопулярные реформы. Глава сенатского комитета по энергетике, демократ Джо Менчин неделю назад пошел на открытый конфликт с однопартийцами, выражая резкое несогласие текущими подходами к климатической повестке. Он и его коллега Кирстен Синема в целом призывают сократить расходы в проекте бюджета с $3,5 трлн до $2 трлн. Согласно данным источников The New York Times, госпожа Синема намерена добиться сокращения трат на борьбу с изменением климата минимум на $100 млрд, сделав климатическую повестку «более разумной».
Перемены можно наблюдать не только в стане американских законодателей.
Некоторые шаги и самой администрации США указывают на смягчение риторики в отношении ископаемых энергоресурсов.
Если раньше в Белом доме говорили о резком переходе на возобновляемые источники энергии, то сейчас уже говорят о «чистой» энергетике, которая может быть и углеродной. Глава Минэнерго США Дженнифер Грэнхолм, выступая в прошлую среду на специализированной конференции, которую проводила Financial Times, заявила, что не имеет ничего против углеродного топлива, если оно отвечает экологическим стандартам.
Экс-помощник министра энергетики, исполнительный директор центра по углеродному менеджменту Университета Хьюстона Чарльз Маккконнелл полагает, что шаги администрации Байдена в сторону более консервативного подхода очевидны. По его словам:
- во-первых, любые программы устойчивого развития требуют «стабильного доступа к энергоресурсам, на которые можно положиться»;
- во-вторых, люди должны иметь возможность оплачивать их;
- в-третьих, добыча и производство обязаны отвечать экологическим стандартам.
«Ни одна составляющая не может быть исключена из этого процесса»,— заявил эксперт «Ъ».
Бранко Терзик, в свою очередь, заверил «Ъ»: если не скорректировать политику, то стоимость бензина в США может подскочить в ближайшее время до $5 за галлон.
Эксперт добавил, что делегация США на грядущем международном климатическом саммите в Глазго, вероятно, будет предлагать снизить лимиты на выбросы СО2 для своего внутреннего рынка. При этом будет ли ратифицировано соглашение, достигнутое по итогам этих переговоров, вновь зависит от Конгресса США. А он, похоже, сегодня больше озабочен электоральной поддержкой, чем глобальными вопросами климата.