Волгоградская битва за урожай
«Деметра-холдинг» купила элеватор стоимостью до 2,5 млрд рублей
Владелец крупнейших в стране зерновых терминалов, которые размещены на Кубани, «Деметра-холдинг» приобрел в Волгоградской области «Октябрьский элеватор» мощностью единовременного хранения 133 тыс. тонн. Это второй по счету элеватор, которым владеет компания. Сумма и другие подробности сделки не раскрываются, эксперты отмечают, что стоимость хранилища может достигать 2,5 млрд руб., и указывают на то, что спрос на аренду мощностей хранения, например, подсолнечника в России будет ажиотажный, некоторые компании в таких условиях арендуют, а потом сдают в субаренду мощности, некоторые покупают готовое предприятие, но строить, с учетом роста цен на стройматериалы, не решается сейчас почти никто.
«Деметра-холдинг» завершила сделку по приобретению «Октябрьского элеватора», расположенного на юго-западе Волгоградской области, сообщили “Ъ-Кубань” в компании. «Октябрьский элеватор» мощностью единовременного хранения 133 тыс. тонн обладает развитой инфраструктурой, в том числе собственными железнодорожными путями протяженностью более 1,8 км для формирования маршрутных поездов. Производственная база элеватора позволяет принимать до 4000 тонн зерна грузовым автотранспортом и до 3000 тонн железнодорожным составом в сутки. В зоне покрытия элеватора выращивается до 600 тыс. тонн пшеницы в год, это крупнейшее предприятие перевалки зерновых в радиусе 100 км в регионе.
Стоимость и другие подробности сделки не раскрываются. По данным «СПАРК-Интерфакс», сейчас «Октябрьский элеватор» на 100% принадлежит ООО «Деметра инвестиции». Прежними собственниками объекта были Виктор Кудря (33,4%), Евгения Николаева и Сергей Лопунов (по 33,3%). ООО «Октябрьский элеватор» зарегистрировано в п. Октябрьском Волгоградской области в 2005 году. В прошлом году выручка компании достигла максимального за пять лет показателя 135 млн руб., чистая прибыль — 52 млн руб.
В «Деметре-холдинг» отмечают, что ранее компания владела только одним элеватором — Ипатовским комбинатом хлебопродуктов. Он расположен в Ставропольском крае, может хранить 75 тыс. тонн зерна.
Генеральный директор «Деметры-холдинг» Сергей Эмдин отмечает, что элеваторные мощности в структуре холдинга повысят операционную эффективность за счет качественного сервиса по приемке и хранению зерна, организации маршрутных железнодорожных отправок и сокращения сроков перевозки. «Расширение присутствия компании в ключевых зернопроизводящих регионах способствует развитию наших торгово-логистических партнерств, в свою очередь, сельхозпроизводителям это позволит стать более конкурентоспособными на международных рынках и тем самым укрепить экспортный потенциал отечественного АПК»,— рассказал господин Эмдин.
Более 50% «Деметры-холдинг» принадлежит ВТБ, остальное у «Агроновы» Таймураза Боллоева и Marathon Group Александра Винокурова и Сергея Захарова. В состав холдинга входят крупнейшие российские зерновые терминалы — Новороссийский зерновой терминал (100%), Новороссийский комбинат хлебопродуктов (35,36%), Зерновой терминальный комплекс «Тамань» (50%). Холдингу также принадлежат 50% минус 1 акция в АО «ОЗК», 100% железнодорожного оператора «Рустранском», в структуре которого оператор железнодорожных перевозок зерна в России «Русагротранс». А также более 75% доли ГК Smartseeds — цифровой платформы для перевозок зерна, и 50% маркетплейса для аграрного бизнеса «Поле.рф».
По мнению управляющего партнера Экспертной группы Veta Ильи Жарского, покупка элеватора такого объема и с такой инфраструктурой, при текущих высоких урожаях зерновых и рекордного урожая подсолнечника, не могла обойтись дешевле 2–2,5 млрд руб. «Отличная локация, постоянный спрос со стороны местных производителей зерна, собственные железнодорожные пути — все это делает данный объект уникальным, и даже если бы "Деметра-холдинг" взялась строить его с нуля, все равно локация уже занята и конкурировать было бы очень сложно. Думаю, продавец взял за это надбавку к стартовой цене переговоров как минимум 25%, то есть обсуждали, вероятно, цену 2 млрд руб. (исходя из себестоимости строительства аналогичного объекта), но в итоге заплатили не менее 2,5 млрд руб.»,— рассказал господин Жарский.
Он также отметил, что приобретение «Октябрьского элеватора» — хорошее вложение для холдинга: урожаи зерновых растут, а за последние пять лет в России примерно было построено элеваторов всего на 1 млн тонн, зерносеменнохранилищ — на 3 млн тонн, и этого явно мало. «Спрос на аренду мощностей хранения подсолнечника будет ажиотажный, некоторые компании в таких условиях арендуют, а потом сдают в субаренду мощности, некоторые покупают готовые хранилища, но строить с учетом роста цен на стройматериалы не решается сейчас почти никто»,— сообщил эксперт.
«Октябрьский элеватор» показывает стабильно хорошие результаты. Более того, несмотря на кризисные явления в мировой экономике, финансовые показатели «Октябрьского элеватора» растут из года в год, об этом рассказал аналитик ФГ «Финам» Алексей Коренев. «Так, выручка предприятия в 2018 году составила 110 млн руб., в 2019 году — уже 117 млн руб., а по итогам 2020 года — 135 млн руб. Чистая прибыль относительно 2020 года немного снизилась (с 53 млн руб. до 52 млн руб.), но изменения, как мы видим, крайне незначительные. Задолженность компании относительно выручки относительно невелика»,— сообщил Алексей Коренев.
В 2021 году, по данным департамента стратегического маркетинга «Русагротранса», урожай зерновых должен составить около 118,7 млн тонн, а по данным Минсельхоза РФ — даже 127,4 млн тонн. «Это третий в истории современной России показатель. Усилия, направленные на развитие предприятий данной отрасли, с высокой долей вероятности покажут хороший финансовый результат в будущем и позволят укрепить свои позиции на рынке»,— пояснил эксперт.