Затягивание «Ударными» темпами
«Ростех» вновь пытается договориться об отмене штрафов за срыв запуска ТЭС в Тамани
«Технопромэкспорт» (ТПЭ, подконтролен «Ростеху») не теряет надежды договориться с промышленностью о переносе сроков запуска ТЭС «Ударная» в Тамани на конец 2023 года. Как выяснил “Ъ”, компания на ближайшем набсовете «Совета рынка» предложит потребителям электроэнергии простить ей штрафы за трехлетнюю задержку ввода станции, общий объем которых может достигнуть 3,5 млрд руб. Стройка затягивается, поскольку ТПЭ изменил состав оборудования, поставив на станцию российскую турбину ГТД-110М. В ТПЭ утверждают, что для потребителей не наступит негативных последствий, а их суммарный платеж сократится. Однако промышленность по-прежнему считает, что отказываться от штрафов нецелесообразно.
«Технопромэкспорт» планирует повторно вынести на набсовет «Совета рынка» (регулятор энергорынков) вопрос о сдвиге сроков ввода ТЭС «Ударная» в Тамани на конец 2023 года, сообщили “Ъ” источники и подтвердили в ТПЭ.
На этот раз ТПЭ предложит потребителям электроэнергии заключить соглашения о полном или частичном прощении штрафов за срыв сроков запуска.
Набсовет 25 октября должен утвердить формы таких соглашений и изменения в договор о присоединении к торговой системе. ТПЭ предлагает установить нештрафуемый период 33 месяца (с 1 апреля 2021 года по 31 декабря 2023 года).
ООО «ВО "Технопромэкспорт"» выиграло право на строительство ТЭС «Ударная» на 500 МВт в марте 2018 года по механизму конкурентного отбора новой генерации (КОМ НГ). Механизм КОМ НГ гарантирует проекту повышенные платежи оптового рынка в течение 15 лет. Станция необходима в том числе для покрытия энергодефицита в Крыму.
Строительство ТЭС затягивается, поскольку ТПЭ решил изменить состав оборудования и вместо двух турбин по 25 МВт поставит на станции одну ГТД-110М российского производства. Совокупная мощность станции вырастет до 550 МВт. Один год задержки не облагается штрафом (так называемый грейс-период), а затем инвестор обязан уплатить штраф в размере 25% от платы за мощность. Общий объем штрафов, по данным “Ъ”, может достигнуть 3,5 млрд руб. При этом месячный платеж потребителей составит примерно 880 млн руб., из которых 80 млн руб.— стоимость дополнительных 50 МВт мощности (см. “Ъ” от 22 июня 2020 года).
Вопрос о сдвиге сроков и отмене штрафов уже рассматривался на набсовете «Совета рынка» в конце апреля. Тогда палата потребителей электроэнергии отклонила изменения в договор КОМ НГ (см. “Ъ” от 28 апреля). Потребители наложили вето, несмотря на выход постановления правительства №146 от 10 февраля, согласно которому срок ввода Ударной ТЭС может быть однократно перенесен на 31 декабря 2023 года по соглашению сторон. Тогда в «Ростехе» позицию потребителей назвали «абсолютно неожиданным и непонятным демаршем».
По словам источников “Ъ”, представители ТПЭ обсуждали сложившуюся ситуацию с потребителями электроэнергии на базе Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (ГП и ЭСК).
По сути, ТПЭ предлагает потребителям альтернативу, говорит один из собеседников. «Подписать соглашение об отмене штрафов может любое количество потребителей. Потребители электроэнергии, которые не подпишут соглашение, будут получать штрафы в своем объеме»,— отмечает он.
В ТПЭ говорят, что «находятся в диалоге с потребителями». В компании уверены, что взаимопонимание будет достигнуто. «Для покупателей не наступает негативных последствий от заключения соглашения, поскольку длительность периода поставки мощности не изменяется. Окончание поставки мощности наступает в марте 2036 года, совокупная стоимость мощности уменьшается по сравнению с первоначальными результатами конкурентного отбора»,— заявили “Ъ” в ТПЭ. В компании также сообщили, что изменения в регламенты выработаны во взаимодействии с «Советом рынка». В Минэнерго перенаправили запрос “Ъ” в «Совет рынка», где на вопросы “Ъ” не ответили.
В Ассоциации ГП и ЭСК заявили “Ъ”, что «видят позитивную динамику в вопросе сближения позиций сторон». Однако в «Сообществе потребителей энергии» (объединяет промышленных потребителей электроэнергии) говорят, что «убедительных обоснований для просрочки ввода объекта в нарушение условий отбора не представлено, поэтому отказываться от штрафов нецелесообразно».