ЭЦП ждет признания
Утвержден план унификации применения цифровой подписи в госзакупках ЕАЭС
Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) утвердила план мероприятий по взаимному признанию электронных цифровых подписей (ЭЦП) для целей госзакупок в странах Евразийского экономического союза. Документ из-за имевшихся у сторон разногласий готовился три года, его реализация займет еще столько же — финальное мероприятие плана намечено на конец 2024 года. По мнению экспертов, взаимное признание ЭЦП сократит трансакционные издержки и будет способствовать росту конкуренции, однако этот эффект будет ограниченным, поскольку внутрисоюзным закупкам мешают и другие барьеры.
Коллегия ЕЭК вчера утвердила план мероприятий по взаимному признанию электронных ЭЦП для целей госзакупок в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), сообщили “Ъ” в комиссии. До 31 декабря 2022 года совет ЕЭК получит полномочия по утверждению правил взаимного признания ЭЦП. Для этого потребуется внести изменения в договор об ЕАЭС. После этого в течение года будут разработаны и утверждены правила взаимного признания подписей. Еще год уйдет на техническую реализацию требований по взаимному признанию. В итоге срок исполнения плана — конец 2024 года.
Работа по его подготовке шла три года, у сторон были разногласия по части необходимых мероприятий, сообщил замдиректора департамента конкурентной политики и политики в области госзакупок ЕЭК Павел Жуковский.
«Первоначально план содержал только технические моменты: модернизацию электронных торговых площадок, совершенствование механизма проведения процедур, в том числе подачи участниками соответствующих заявок, подписываемых ЭЦП. Для этого требовалось обменяться средствами криптографической защиты информации между государствами»,— пояснил он. Но в результате анализа выяснилось, что проблемы не решаются исключительно техническими мероприятиями. К примеру, по законам РФ иностранные ЭЦП можно принимать, только если есть соответствующий международный договор и правила его реализации в части признания подписей. Поэтому потребовалось включить в план мероприятия, предусматривающие внесение изменений в правовые нормы союза, добавил Павел Жуковский.
Кроме изменений по части ЭЦП предстоит скорректировать порядок осуществления госзакупок.
Член коллегии по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Арман Шаккалиев отмечает, что у стран «пятерки» разный уровень автоматизации закупок и его надо привести к неким общим показателям. По его словам, взаимного признания ЭЦП в госзакупках бизнес ждет уже давно, ведь это снизит трансакционные издержки. Арман Шаккалиев предполагает, что в том числе отсутствие взаимного признания ЭЦП (за исключением РФ и Белоруссии) не позволяет достичь более значимых результатов от прямого участия в госзакупках стран. По итогам первого полугодия 2021 года с поставщиками из государств-членов заключено контрактов (прямые закупки) на $50 млн. При этом общий объем закупок товаров, происходящих из государств союза,— $230 млн.
«Ожидаемый эффект от трансграничного пространства доверия — рост количества участников торгов, сокращение неконкурентного сектора»,— считает заместитель главы Института государственного и муниципального управления ВШЭ Константин Головщинский. Впрочем, по его мнению, эффект от сокращения трансакционных издержек будет ограниченным, поскольку ключевым барьером для роста конкуренции остается «аукционный крен» с приоритетом ценового критерия, не вызывающий доверия контрагентов. Гендиректор «РТС-Тендер» Владимир Лишенков считает, что сложность состоит в том, что для взаимного признания ЭЦП важно установление доверия между всеми сторонами. «Пока единого документа, который бы определял порядок установления доверия любой из площадок РФ сертификату, выпущенному в соответствии с нормами права государства ЕАЭС, нет»,— указывает он.