Декларации не видят границ
Электронное декларирование уходит в ЦЭДы
С 2002 года, когда таможней была выпущена первая электронная декларация, большие изменения коснулись не только процедуры оформления, но и технологий, позволяющих обрабатывать большие массивы данных. Сейчас почти 100% деклараций обрабатывается в 16 центрах электронного декларирования (ЦЭД), синхронизированных с постами фактического контроля.
Пилотный проект
Первые предложения по автоматизации процесса таможенного декларирования были подготовлены еще в начале 1990-х — эксперимент проводился на базе Северо-Западного таможенного управления, однако на тот момент нормативное регулирование фактически запрещало подачу деклараций в электронном виде. Необходимые правовые изменения были утверждены лишь в 2002 году — после принятия федеральной целевой программы «Электронная Россия», что позволило применять безбумажный документооборот (этому способствовало и принятие в том же году закона об электронной цифровой подписи). В ноябре 2002 года в России была подана и выпущена первая электронная декларация на таможенном посту «Каширский» Московской южной таможни Центрального таможенного управления (ЦТУ).
Разработанная технология применялась вплоть до 2008 года, но, несмотря на преимущества электронной формы таможенного декларирования по сравнению с бумажной, она так и не приобрела популярность среди участников ВЭД в силу высокой стоимости программных продуктов. В 2008 году была запущена новая технология, которая позволила передавать сведения через сеть Интернет, а не по выделенным каналам связи. Первая декларация в рамках новой процедуры была выпущена 9 сентября 2008 года на Каширском таможенном посту ЦТУ ФТС России.
Однако массовый переход грузоотправителей на электронное декларирование начался лишь в 2015 году, когда в пилотном режиме на 22 таможенных постах была запущена подача транзитных электронных деклараций. По итогам года на объектах пилотной зоны было зарегистрировано более 110 тыс. деклараций на товары, автоматически выпущено — 1,5 тыс. «К 2014 году мы сделали электронное декларирование обязательным, рассказывал первый замглавы ФТС Руслан Давыдов,— важным изменением стало вступление в силу закона о том, что документы, полученные декларантом в иных органах, не должны повторно требоваться на таможне. Для этого мы создали архив юридически значимых документов и организовали информационный обмен с 34 ведомствами-партнерами».
Автоматическая регистрация
Следующим шагом на пути к безбумажному обороту стал перевод подачи деклараций в 16 центров электронного декларирования. Первый центр был запущен в 2018 году — на тот момент оформление проходило более чем в 600 местах. К концу 2020 года мест для декларирования товаров осталось 16: это 8 региональных таможен, 3 морские, авиационная, Калининградский и Московский областной ЦЭДы, а также две специализированные таможни по видам товаров (энергетическая и акцизная). Применение новых технологий позволило увеличить производительность труда: до начала реформы выпуском деклараций на товары занимались более 3,7 тыс. таможенных инспекторов, сегодня штатная численность «выпускающих» таможенных инспекторов в 16 ЦЭДах составляет около 2,5 тыс.
Особенностью работы ЦЭДов является совершение таможенных операций исключительно в электронной форме. Реализация этого стала возможна благодаря технологии удаленного выпуска, при котором взаимодействие ЦЭДов, куда поступают декларации, и постов фактического контроля, на которых физически находятся товары, осуществляется полностью в программном средстве. Еще одним ключевым фактором возможности работы ЦЭДов стало внедрение систем автоматизации, которые обрабатывают часть деклараций без участия таможенного инспектора.
Декларант подает таможенную декларацию, которая распределяется системой диспетчеризации в ЦЭДы в зависимости от категории товара, вида транспорта, места регистрации декларанта и загруженности центров декларирования. Часть деклараций, которые поступают в ЦЭД, благодаря новейшей технологии автоматизации обрабатываются за считаные минуты без участия человека.
Со сложными декларациями, декларациями мелких фирм или компаний, которые недавно начали оформлять продукцию, а также при срабатывании профилей рисков или при некорректном заполнении декларации работают таможенные инспекторы. Если у инспектора возникают подозрения относительно достоверности сведений, он может запросить дополнительные документы или назначить досмотр товаров. В программном средстве эта информация передается декларанту и на пост фактического контроля. После предоставления сведений либо проведения досмотра информация появляется у инспектора ЦЭДа, и он принимает решение о выпуске товаров либо об отказе.
Теперь в ЦЭДах оформляется почти 100% товаров, которые поступают в Россию и экспортируются за рубеж. По итогам девяти месяцев текущего года из 4 млн оформленных деклараций полностью в автоматическом режиме зарегистрировано более 3,2 млн — это 80% от общего объема декларирования. При этом автоматически выпущено было более 1,03 млн декларируемых товаров (за аналогичный период прошлого года — 764 тыс.), то есть 25,4% от общего объема.
К примеру, в Москве теперь расположен один из 16 Центров электронного декларирования — Московский областной ЦЭД. Его основное отличие от остальных ЦЭДов — импортная ориентированность и самый большой по России объем оформленных деклараций: Московский транспортный узел обеспечивает высокий поток товаров. За 2020 год в Московском областном ЦЭДе оформлена седьмая часть всех деклараций и пятая часть от общего объема импортной продукции. В среднем одна оформленная декларация обеспечивает поступление в федеральный бюджет 1 млн руб. в виде таможенных пошлин. С начала года здесь было оформлено 570 тыс. деклараций, из которых 120 тыс.— в полностью автоматическом режиме, что позволило перечислить в бюджет почти 600 млрд. руб.
Оптимизация потоков
Еще одной новацией электронного декларирования стала диспетчеризация таможенных деклараций. Этот инструмент заработал в феврале. Диспетчеризация представляет собой распределение деклараций по ЦЭДам по определенному принципу. В частности, декларации на энергетические и подакцизные грузы автоматически направляются для оформления соответственно в ЦЭД Центральной энергетической таможни и в ЦЭД Центральной акцизной таможни, декларации на товары, прибывающие морским транспортом, в зависимости от точки их ввоза направляются в Балтийский, Новороссийский и Владивостокский ЦЭДы, декларации на товары, прибывающие в Московский авиационный узел,— в Авиационный ЦЭД, а остальные декларации распределяются в зависимости от региона налоговой регистрации декларанта.
«Когда информация собрана в одном месте, каждый орган знает специфику деятельности "своих" участников ВЭД, кроме того, не возникает необходимости запрашивать недостающие сведения, что положительно влияет на эффективность контроля, логистику и сроки выпуска»,— отмечают в ФТС. Кроме того, именно диспетчеризация позволяет избавиться от задержек в выпуске деклараций, связанных с разницей в часовых поясах — декларантам больше не нужно ждать, когда на таможне начнется рабочий день.
Мнение
Руслан Мельников, член общественного совета при ФТС России, генеральный директор ООО «Мультимодальные транспортные системы»:
— За последние 15 лет таможня совершила скачок из одного века в другой, проделана колоссальная работа — это в первую очередь касается перевода таможенного декларирования с бумажных носителей на 100% электронное декларирование. Все было на бумаге, создавались немыслимые бумажные архивы документов. Для работы с каждым таможенным постом компании нужно было иметь своего представителя на месте, на каждом посту были свои специфические моменты. Сейчас все работают по единым требованиям и правилам.
Весь массив декларирования более чем из 600 мест оформления был переведен в 16 центров электронного декларирования (ЦЭД). Здесь стоит отдельно отметить режим работы ЦЭДов и внутренних таможенных постов фактического контроля. Раньше многие посты работали в режиме пятидневной рабочей недели с восьмичасовым рабочим днем, а сейчас эти посты работают 7 дней в неделю как минимум по 12 часов в день, что уменьшает количество простоев.
Были созданы личные кабинеты участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) с набором необходимых онлайн-сервисов, которые постоянно дополняются, был реализован сервис Единого лицевого счета (ЕЛС) для участников ВЭД. Раньше при таможенном оформлении товаров, например, на двух постах разных таможен денежные средства для уплаты таможенных платежей необходимо было перечислять на отдельные счета этих таможен, с дополнительным распределением денег по счетам для уплаты пошлин, НДС, сборов, то есть по факту необходимо было платить и отслеживать обороты по шести счетам, и ошибиться между счетами было нельзя, иначе возникали задержки в таможенном оформлении. Сейчас все денежные средства зачисляются на единый счет, и с него списываются все необходимые платежи всеми таможнями.
Значительно больше стало компаний, которые относятся к низкому уровню риска, пять-семь лет назад это было порядка 2 тыс. компаний, теперь их больше 11 тыс. Был введен институт уполномоченного экономического оператора (УЭО), за которым также стоит будущее. Компании, прошедшие всесторонний аудит хозяйственной деятельности таможенными органами и в обязательном порядке предоставившие таможенным органам онлайн-доступ к своим системам учета, получают статус УЭО. К таким компаниям возникает меньше вопросов по подтверждению и предоставлению той или иной информации при декларировании, реже срабатывают различные таможенные риски. Государство в лице таможенной службы доверяет им, если они ведут свой бизнес добропорядочно в соответствии со всеми требованиями законодательства.
Последние изменения касаются диспетчеризации. Ее главной задачей является перераспределение массива декларирования с учетом загруженности ЦЭДов, специфики оформляемых грузов и видов транспорта, которым товар прибыл в Россию.
Все эти изменения являются современными и прогрессивными и позволяют не только повышать эффективность таможенного контроля и защиту экономических интересов, но и облегчают прохождение таможенных процедур для бизнеса. К реформированию таможни были приложены значительные усилия, и эта работа становится все интенсивнее, что заслуживает слов признательности, благодарности и уважения.
По словам генерального директора «Мультимодальных транспортных систем» Руслана Мельникова, для бизнеса немаловажную роль играет то, что, куда бы ни прибыл товар, таможенное оформление проводится в том ЦЭДе, который по своему региону деятельности соответствует юридическому адресу компании. Проведение в одном месте и таможенного оформления, и таможенного контроля после выпуска товаров упрощает предоставление документов по запросам, проведение сверок, консультаций, помимо этого система диспетчеризации позволяет направлять декларации в определенный алгоритмом ЦЭД вне зависимости от того, куда был перемещен товар по транзиту до декларирования, добавляет предприниматель. Система также учитывает и вид транспорта, которым товар прибывает на российскую территорию — к примеру, если контейнер приплывает в порт Владивостока, перегружается на контейнерный поезд с заявлением таможенной процедуры транзита и прибывает на любой железнодорожный контейнерный терминал Московской области, то декларация будет направляться во Владивостокский ЦЭД, поясняет Руслан Мельников.