Гипермаркеты измельчали
Auchan и Metro покинули десятку крупнейших ритейлеров
Смена потребительских предпочтений повлияла на рейтинг крупнейших ритейлеров в России. По итогам первой половины 2021 года основные сети гипермаркетов Auchan и Metro покинули десятку игроков по объему выручки, а их места заняли маркетплейс Ozon и жесткий дискаунтер «Светофор». Гипермаркеты продолжают терять трафик в пользу других форматов, отмечают эксперты. Но в Auchan и Metro оптимистично настроены относительно развития бизнеса.
По итогам января—июня 2021 года сети гипермаркетов Auchan и Metro покинули десятку крупнейших российских ритейлеров, где занимали два последних места, свидетельствуют данные Infoline. По оценкам аналитиков, год к году выручка Auchan сократилась на 17,3%, до 99,1 млрд руб., выручка Metro осталась на уровне 96,1 млрд руб. Теперь девятое место в рейтинге Infoline занял Ozon с оборотом 141,9 млрд руб. (без НДС), а десятую строчку — сеть дискаунтеров «Светофор» с выручкой 120,5 млрд руб.
Топ-10 крупнейших ритейлеров по итогам первой половины 2021 года
|
Источник: InfoLine Retail Russia Top-100.
Auchan не первый год испытывает сложности на российском рынке. Выручка операционной компании ООО «Ашан» снижается пять лет подряд: в 2020 году показатель был 223,16 млрд руб., что на 12,2% ниже, чем годом ранее. Кроме того, компания продолжает оптимизацию сети. С начала 2021 года было закрыто 17 точек, теперь в Auchan входит 238 магазинов, включая 95 гипермаркетов и 143 супермаркета. Бизнес Metro в России также долго находился под давлением. Выручка ООО «Метро Кэш энд Керри» снижалась с 2016 года по 2019 год, в прошлом году увеличилась на 7,69%, до 224,01 млрд руб. Metro, по собственным данным, управляет в России свыше 90 гипермаркетами.
Как отмечает гендиректор Infoline Иван Федяков, Auchan в последние годы не успевал за ростом конкурентов. Сеть пыталась развивать более мелкие форматы, конкурировать с «Пятерочкой» (входит в X5 Group), но существенных результатов в непрофильном бизнесе Auchan достичь не удалось, отмечает он. У Metro, продолжает господин Федяков, ситуация не столь плачевная: компании удалось занять хорошие позиции в онлайн-канале, который уже формирует 10% оборота сети.
В Auchan с оценкой Infoline не согласились. Гендиректор сети в России Иван Мартинович заявил “Ъ”, что в этом году выручка компании растет на 3%, EBITDA — на 66%, а сопоставимые продажи (LfL) — на 5% год к году. По его словам, Auchan инвестирует в клиентский сервис, цифровые решения и продолжит развиваться на российском рынке. В Metro не готовы комментировать финансовые показатели до официальной публикации, но рассчитывают на хорошую динамику продаж до конца года. Там добавили, что результаты первого полугодия для сети непоказательны, продажи в третьем квартале растут, а четвертый квартал традиционно занимает большую долю в годовой выручке.
Михаил Мишустин, премьер-министр РФ, в мае 2021 года:
«Почему растут цены? Это жадность отдельных… торговых сетей»
Тем не менее эксперты констатируют продолжающееся снижение интереса потребителей к гипермаркетам. Как отмечает консультант JosDeVries The Retail Company Ирина Болотова, гипермаркеты отнимают много времени и требуют больших затрат на покупку впрок, а со снижением доходов покупатели предпочитают разбить траты на всю неделю. По словам аналитика Райффайзенбанка по потребительскому рынку Егора Макеева, формат испытывает сложности и из-за вводимых на фоне пандемии COVID-19 ограничений в ряде регионов на посещение торгцентров, где расположены многие гипермаркеты.
По словам Ивана Федякова, перед операторами гипермаркетов сейчас стоит вопрос оптимизации сети. Их площади можно дополнить dark store, а также кафе и ресторанами, работающими в том числе на доставку, отмечает Егор Макеев. И Auchan, и Metro имеет смысл в целом больше сфокусироваться на онлайн-канале, уверен он. «Или мы можем увидеть перерождение Auchan, как это было в Китае, где бизнес был продан Alibaba Group. Но предпосылок для таких поглощений в России пока нет»,— добавляет Иван Федяков. Глава департамента ритейла CBRE Марина Малахатько говорит, что торгцентры в случае закрытия гипермаркетов могут заполнить освободившуюся площадь мебельным ритейлером или магазином электроники, так как оба сегмента показывают хорошую динамику.