Вступило в «СиЛУ»
Власти сибирских регионов просят Правительство РФ отложить сроки действия новых требований к малым аэропортам
Губернатор Томской области Серге Жвачкин обратился к Минтрансу и Правительству РФ с просьбой отложить вступление в силу новых требований по обеспечению транспортной безопасности малых аэропортов. Причиной стала приостановка внутрирегиональных полетов авиакомпанией «СиЛА». Ее руководитель сообщил, что ни одна из 30 площадок в Томской, Иркутской областях, Забайкальском крае и на Алтае, оператором которых является авиапредприятие, новым условиям не соответствует. Ранее с аналогичной просьбой отсрочки к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину обратилось правительство Республики Алтай, пытаясь предотвратить закрытие аэродромов в труднодоступных и отдаленных селах Кош-Агач и Усть-Кокса. Принимаемые меры защиты не соответствуют масштабу угроз, которые существуют на таких площадках, а также финансовым возможностям операторов, считают эксперты.
Власти регионов Сибири, оставшиеся без внутреннего авиасообщения после вступления с 5 октября в силу постановления Правительства РФ №1603, пытаются решить этот вопрос на федеральном уровне. Губернатор Томской области Сергей Жвачкин направил в Министерство транспорта РФ и Правительство РФ обращение с просьбой пересмотреть новые требования по обеспечению транспортной безопасности малых аэропортов и отложить их вступление в силу. В частности, он предлагает ввести дифференцированный подход, учитывающий интенсивность выполнения полетов и тип посадочной площадки.
Господин Жвачкин отметил, что новые требования «практически невыполнимы для большинства операторов небольших посадочных площадок»: «Спецограждения с сигнализацией, онлайн-видеонаблюдение и круглосуточное патрулирование просто нереальны для труднодоступных и малонаселенных пунктов. Новые требования избыточны для маленьких поселков в глухой тайге, и это не только томская проблема. Вопрос транспортной доступности не менее важен, чем безопасность, нужен компромисс».
Свое обращение томский губернатор связал с приостановкой с 5 октября рейсов авиакомпании «СиЛА» по внутриобластным маршрутам «Томск — Каргасок — Новый Васюган» и «Томск — Кедровый». Как уточнил „Ъ-Сибирь“ гендиректор ООО «Сибирская легкая авиация» («СиЛА») Андрей Богданов, всего компания приостановила работу 30 площадок, оператором которых является. По его словам, из-за новых требований безопасности, в частности, прервано авиасообщение с двумя десятками небольших населенных пунктов в Иркутской области и Забайкальском крае, а также с городом-курортом Белокуриха в Алтайском крае.
В правительстве Алтайского края „Ъ-Сибирь“ сообщили, что жалоб на прекращение полетов от местных жителей не получали. По информации краевых властей, средняя загрузка рейсов по направлению «Барнаул — Белокуриха» летом составляла 22 человека, осенью — не более двух. В Республике Алтай «СиЛА» приостановила полеты с площадок в труднодоступных и отдаленных селах Кош-Агач и Усть-Кокса. По данным министерства регионального развития республики, первая из них находится в муниципальной собственности Кош-Агачского района, вторая является частной собственностью ООО «Аэропорт Усть-Кокса». В министерстве отметили, что внутрирегиональное сообщение (три раза в неделю) с этими населенными пунктами осуществлялось с 2020 года, после более чем 20-летнего перерыва. Время в пути из Кош-Агача и Усть-Коксы до Горно-Алтайска на самолете занимает один час, на автомобиле — пять-шесть часов.
По данным министерства, еще в апреле правительство региона обратилось к премьер-министру России Михаилу Мишустину с просьбой рассмотреть возможность отсрочки действия постановления №1603, предусмотрев переходный период для выполнения новых требований к малым аэропортам в течение пяти лет со дня его вступления в силу. «По информации Минтранса России, по данному вопросу проводится работа, в том числе разработка проекта постановления о внесении изменений в постановление, которую планировалось завершить до октября текущего года. Однако до настоящего момента информация о принятых решениях по данному вопросу в адрес правительства Республики Алтай не поступала»,— сообщили „Ъ-Сибирь“ в алтайском правительстве.
Господин Богданова считает отсрочку действенной мерой, которая позволит «спокойно разобраться» в вопросе, хотя и не решит проблему целиком. «Те требования, которые есть в постановлении, невыполнимы для нас как коммерческой организации»,— сказал он. Затраты на каждую из площадок он оценивает в 25–35 млн руб. Андрей Богданов привел в пример необходимость обеспечения удаленных от населенных пунктов площадок мобильной передачей данных, в то время как на некоторые из них «даже по телефону не дозвонишься».
«Принимаемые меры защиты и противодействия не соответствуют масштабу угроз, которые существуют на таких площадках, а масштабы финансовых вложений, которые нужны для выполнения этих требований, не соответствуют финансовым возможностям операторов»,— согласен исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. По его данным, «на фоне давления общественности» Минтранс разработал проект поправок и вынес их на обсуждение. Новый вариант, по словам эксперта, предполагает, что дополнительные мероприятия по обеспечению транспортной безопасности будут касаться только объектов повышенной опасности, к которым большая часть посадочных площадок не относится. В действие поправки еще не вступили, отметил господин Пантелеев. «Сейчас ситуация с правовой точки зрения безвыходная. Чиновники провалили свою работу и, безусловно, должны нести моральную ответственность за приостановку полетов — авиакомпания и пассажиры оказались заложниками обстоятельств»,— добавил он.