Тарифный буксир
Прейскурант госмонополий выровняют цифрой и объединением отстающих регионов с передовыми
ФАС представила планы по развитию тарифного регулирования — ради инвестактивности служба готова обеспечить предсказуемые и долгосрочные тарифы за счет централизации тарифной политики. Этому будут способствовать масштабная цифровизация сферы и контроль тарифных решений регионов. Параллельно служба экспериментирует с перекрестным субсидированием промышленно более развитыми регионами отстающих за счет объединения их в единые энергозоны — это позволяет снижать тарифы для отстающих территорий за счет опережающих. Эксперты, впрочем, сомневаются в эффективности такой поддержки, полагая тарифную экономию недостаточной для разворачивания новых проектов в депрессивных субъектах РФ.
Глава ФАС Максим Шаскольский вчера на Всероссийской тарифной конференции детализировал планы службы по тонкой настройке тарифной политики — это ключевая задача обновленного руководства ФАС, поставленная Белым домом для обеспечения экономического роста. Поскольку бизнес называл отсутствие стабильности госрегулирования барьером для вложений в экономику, правительство уже запустило механизм гарантий неизменности регуляторной среды в обмен на инвестиции, а также формирует единую инвестсреду в регионах.
Вклад ФАС в рост экономики должны внести предсказуемые тарифы.
Для этого служба разработала концепцию долгосрочного регулирования, по сути предполагающую усиление централизации тарифной политики (предыдущая тарифная реформа 2012 года предполагала, наоборот, передачу их регулирования на муниципальный уровень, но закончилась неудачей из-за резкой дифференциации тарифов).
Новый документ, одобренный Белым домом в июле, предполагает реализацию в четыре этапа.
- Первый — принятие единого тарифного закона с учетом отраслевых особенностей и правок отраслевого законодательства.
- Второй — цифровизация госрегулирования; речь идет о создании платформы для взаимодействия потребителей услуг, бизнеса и госорганов, а также единой базы инфраструктуры для планирования застройки территорий.
- Третий, экспериментальный этап — реализация целевой модели долгосрочного регулирования без привязки к инвестиционным и операционным планам госмонополий.
- На четвертом этапе ФАС увяжет долгосрочные цели с эффективностью их работы.
Из выступления господина Шаскольского следует, что реализация концепции идет по двум направлениям — это создание нормативно-правового регулирования и цифровизация. В правительство уже внесен законопроект о госрегулировании тарифов (в службе уклонились от его публикации, вероятно, опасаясь новой волны споров до внесения в Госдуму — прежние попытки не были реализованы из-за разногласий между ведомствами и участниками рынка, см. “Ъ” от 21 февраля 2020 года). Пока же Белый дом утвердил механизм согласования предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги в муниципалитетах на несколько лет вперед — их превышение допускается для привлечения инвестиций в ЖКХ и, по мнению ФАС, обеспечит приток инвесторов в отрасль.
Говоря о цифровизации, господин Шаскольский привел в пример работу так называемого «тарифного светофора» для исключения грубых нарушений регионами — «например, когда одна компания, работая в двух регионах в сопоставимых условиях, кратно повышает тарифы на свои услуги», поясняют в ФАС. По итогам работы «светофора» к июлю 2021 года ФАС отменила ряд тарифных решений в 24 регионах.
Параллельно ФАС проводит эксперимент по объединению энергозон для «подтягивания регионов по уровню социально-экономического развития, снижения уровня тарифов на передачу электроэнергии и повышения инвестпривлекательности регионов». С июля эксперимент запущен в Тюменской области, ХМАО и ЯНАО с присоединением к этой энергозоне депрессивной Курганской области (для нее «тарифная» выгода оценивается в 1,5 млрд руб. в год), теперь перечень пополнился Калмыкией и Ростовской областью. Пока эта инициатива выглядит наиболее спорной, поскольку де-факто является межрегиональным перекрестным субсидированием.
В самой ФАС поясняют, что это «позволит на равных условиях обеспечивать регионам экономический рост», снижая тарифы для «отстающих» регионов, однако на вопрос о симметричном их росте в опережающих в службе не ответили.
«Для потребителей последних это означает повышение тарифной нагрузки»,— поясняет директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Илья Долматов. По его словам, такая практика не гарантирует решения проблем отстающих регионов — более целесообразным эксперт считает стимулирование организаций к модернизации сетей и повышению эффективности. «ФАС делает правильные шаги, но с точки зрения повышения инвестпривлекательности они недостаточны»,— констатирует он. Так, отрасли ЖКХ сейчас убыточны, для решения проблемы необходимо создать понятный инвесторам механизм, гарантировав доход на вложения средств в инфраструктуру.