«Я хочу поразить Париж с помощью моркови и яблока»
Поль Сезанн о том, как устроена настоящая живопись
К годовщине смерти Поля Сезанна Анастасия Ларина изучила, как он смотрел на мир и в чем видел задачи живописи, и составила краткое руководство для начинающего сезанниста
1
Я бы смешал меланхолию и солнечный свет. В Провансе есть неуловимая тоска, которую Пуссен почувствовал бы, склонившись над могилой под тополями Алискампа. Я хочу, как Пуссен, наделить рассудком траву и пустить слезу в небо.
2
Писать не значит рабски копировать действительность, это значит уловить гармонию разнообразных отношений и переложить их на свой лад, раскрыть их согласно новой и оригинальной логике.
3
Все в природе лепится в форме шара, конуса, цилиндра, надо учиться писать на этих простых фигурах, и, если вы научитесь владеть этими формами, вы сделаете все, что захотите.
4
Мой метод — это ненависть к фантастическому образу. Я пишу только правду.
5
Живопись с натуры — это не копирование предмета, а наглядное изображение собственных ощущений.
6
Искусство, в котором нет эмоций, в основе своей не искусство.
7
Мы не должны довольствоваться запоминанием прекрасных формул наших великих предшественников. Давайте выйдем за эти рамки и будем изучать прекрасную природу.
8
Если я буду бесстрастным, если буду рисовать и писать как в академиях, я ничего не увижу. Только рот или нос, «как по писаному», всегда одинаковый — ни души, ни загадки, ни страсти. Если я буду прислушиваться к своим чувствам, то смещу ваш глаз в сторону.
9
Разве пучок моркови, да, один-единственный пучок моркови, тщательно изученный, бесхитростно переданный во всей его самобытности, как видится, не стоит извечной академической мазни, той позорной живописи, что исполняется бурдой и стряпается по готовым рецептам?
10
Я хочу поразить Париж с помощью моркови и яблока.
11
Колористический эффект — главное в картине, он делает картину единым целым, организует ее; этот эффект должен опираться на одно доминирующее цветовое пятно.
12
Не существуют ни линии, ни формы, есть только контрасты. Эти контрасты порождаются не черным и белым, а цветовым ощущением. Форма создается точным соотношением тонов. Когда тона сопоставлены гармонически и без упущений, картина создается сама собой.
13
Цвет — это та точка, где наш мозг соприкасается со вселенной.
14
Только Курбе умеет так шлепнуть черной краской по холсту и не продырявить его.
15
В каждом положенном мною мазке есть капля моей крови, смешавшейся с каплей крови вашего отца, возникает удивительная связь, о которой он не догадывается, она соединяет мои глаза с его душой, воссоздает ее, чтобы он смог узнать себя.
16
Послушайте, ведь зеленой лужайки достаточно, чтобы мы увидели пейзаж, а телесный тон, который изображает лицо, становится им.
17
Душу не пишут, пишут тело, и когда тело написано хорошо, черт подери, то душа, если она есть, будет светиться и проявляться во всем.
18
Художник только воспринимает, его ум — это регистрирующий аппарат, прекрасный, хрупкий, сложный аппарат, особенно по сравнению с другими, но если художник начинает вмешиваться, если он, такой ничтожный, осмеливается сознательно переделывать то, что он должен передать, он вносит в это свою незначительность и снижает свою работу.
19
Людям кажется, что сахарница безлика, бездушна. Но она тоже меняется день ото дня. Надо знать подход к этой братии, уметь ее увещевать.
20
Сегодня мы не в меру утомляем свое зрение, навязывая ему тысячи образов. А музеи, а картины в музеях! И выставки! Мы больше не способны видеть природу; мы видим лишь картины, вновь и вновь. Увидеть творение Господа — вот к чему я стремлюсь!