Нефтеповод для банкротства
Дочерняя компания «Транснефти» в Белоруссии оказалась в безвыгодном положении
«Транснефть» за несколько месяцев так и не смогла решить проблему с транзитным продуктопроводом УП «Запад-Транснефтепродукт», который в начале года оказался на грани банкротства и под угрозой национализации Белоруссией. Если точка в ситуации не будет поставлена к концу октября, «Транснефть» может приостановить деятельность убыточного трубопровода. Эксперты считают вопрос чисто политическим и допускают его скорое решение с учетом некоторого потепления отношений между Москвой и Минском.
«Транснефть» может приостановить работу принадлежащего ей оператора белорусского нефтепродуктопровода УП «Запад-Транснефтепродукт», сообщил глава компании Николай Токарев в кулуарах «Российской энергетической недели». По этому маршруту топливо экспортируется из России и Белоруссии в Венгрию и Латвию. Проблема возникла еще в начале года после повышения Минском налоговой нагрузки на транзит российской нефти и нефтепродуктов через Белоруссию (см. “Ъ” от 11 февраля). В частности, с 2021 года Минск почти в три раза увеличил ставку налога на прибыль — с 18% до 50%. Причем под такие меры подпали только национальное ОАО «Гомельтранснефть Дружба», которое в любом случае передает всю свою прибыль в госбюджет, и «Запад-Транснефтепродукт».
Еще одной проблемой предприятия является снижение прокачки — с 6 млн тонн в 2019 году до 3,4 млн тонн ежегодно в 2021–2024 годах. По расчетам «Транснефти», это обернется для оператора убытком до 800 млн руб. в год. В компании связывали ухудшение экономического состояния «Запад-Транснефтепродукта» с возможным намерением белорусских властей национализировать его после банкротства.
Николай Токарев, глава «Транснефти», 13 октября:
«Мы считаем, что экономическое положение нашего предприятия усугублено рукотворно, к сожалению, со стороны властей и ведомств Белоруссии. Предприятие работает в минус».
Как уточнил 13 октября господин Токарев, с тех пор ситуация не изменилась. По его словам, «в дело включились правоохранители, прокуроры, налоговики, очень много ведомств, которые приходят не помочь, а надзирать, проверять и что-нибудь еще делать». Сама компания собирается провести экономический аудит, «хотя нам и так уже все ясно». Как сообщил глава «Транснефти», точку в сложившейся ситуации Москва и Минск могут поставить через две-три недели, когда намечено подписание большого пакета двусторонних документов. Если после этого ситуация по-прежнему не изменится, российская компания может приостановить деятельность «Запад-Транснефтепродукта», стоимость активов которого в начале года оценивалась почти в 7 млрд руб. Сама «Транснефть» видела два варианта решения проблемы: увеличение транспортировки до 5 млн тонн либо повышение тарифа на 80%, до $4,24 за тонну на 100 км.
Эксперты сходятся во мнении, что вопрос c «Запад-Транснефтепродуктом» является исключительно политическим, так что для его решения нужна соответствующая воля белорусских властей.
Дмитрий Маринченко из Fitch отмечает, что если «Транснефти» не удастся договориться с Минском, то наибольший урон для компании может быть связан не столько с возможным банкротством оператора, сколько с невозможностью использовать нефтепродуктопровод и прокачивать через него топливо в Европу.
По мнению эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, если «Транснефть» лишится «Запад-Транснефтепродукта», то сможет направить объемы дизтоплива на экспорт через порты Ленинградской области и Новороссийск. Он называет оператора трубы «заложником» в споре между Москвой и Минском по компенсациям от проведенного в РФ «налогового маневра» и связывает решения по этим вопросам. Напомним, российские НПЗ получили компенсацию «налогового маневра» в виде обратного акциза на нефть, в отличие от НПЗ Белоруссии,— ситуация может измениться, если страны синхронизируют налоговое законодательство. При этом господин Юшков напоминает, что Минск попадает в растущую зависимость от России в секторе ТЭКа с учетом введения против Белоруссии западных санкций.