Маркет здесь не уместен
ФАС выступила против расширения приложений для предустановки на смартфоны
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступила против включения в перечень приложений для предустановки на смартфоны маркетплейсов, сервисов электронных и аудиокниг и аудиостриминга. Российские платформы и так лидируют в этих нишах, дополнительное продвижение им не нужно, полагают в службе — в отличие, например, от софта для видеоконференций, которому сложно конкурировать с зарубежными аналогами.
“Ъ” ознакомился с письмом ФАС в Аналитический центр (АЦ) при правительстве от 12 октября. Из него следует, что служба выступает против обязательной предустановки на пользовательские устройства приложений отечественных маркетплейсов, а также софта для электронных и аудиокниг и музыки.
Механизм призван уравнять положение российских сервисов, которых нет на устройствах, и иностранных, которые предустановлены по умолчанию, отмечают в ФАС.
Но отечественные игроки и так лидируют в этих нишах, следует из письма ведомства. В тоже время ФАС поддержала предустановку российских программ для видео-конференц-связи (ВКС).
АЦ направлял в ФАС на анализ замечания рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» к проекту Минцифры, представленному для общественного обсуждения в сентябре. Он дополняет перечень обязательного к предустановке ПО сервисами электронных книг, музыки, ВКС и маркетплейсами.
Обновление. В ближайшее время обсуждение проекта продолжится, отметили в АЦ. В Минцифры уточнили, что изменения в части расширения классов ПО подготовлены в рамках проработки протокольного поручения президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. Замечания ФАС в Минцифры не поступали. В ФАС не ответили на запрос.
Закон о предустановке отечественного софта был принят в ноябре 2019 года. Он предусматривает установку производителями смартфонов, планшетов, компьютеров и телевизоров Smart TV разных классов российского ПО. Требования для смартфонов вступили в силу с 1 апреля. В список обязательных для смартфонов и планшетов вошли приложения Mail.ru Group, «Яндекса», «Лаборатории Касперского», «Новые облачные технологии», «Госуслуги» и платежная система «Мир».
Требование предустановки отечественного ПО на смартфоны и планшеты пока не привело к росту спроса (см. “Ъ” от 7 октября). Опыт программы предустановки уже говорит о том, что такой канал продвижения не может сделать малоизвестные приложения популярными, а большинство пользователей просто удаляют их с устройств, говорит директор по развитию TrueConf (разрабатывает отечественный сервис ВКС) Дмитрий Одинцов. Сервисы ВКС вполне могут существовать без обязательной предустановки, полагает он, поскольку «это одна из самых востребованных технологий».
На рынке музыкального стриминга пропорция отечественных и зарубежных сервисов близка к паритету, говорит источник “Ъ”, близкий к одной из таких платформ. По его мнению, при принятии решения по поводу предустановки нужно учитывать не общий объем аудитории с большим числом бесплатных пользователей, а выручку и подписки, которые и создают устойчивость бизнеса: «Сейчас набирает обороты Spotify, доля Apple Music, вопреки распространенному мнению, тоже велика, YouTube Music за счет активной рекламы и подписки за последний год динамично прирастает».
Поэтому, полагает источник “Ъ”, решение убрать из предустановки аудиостриминги «будет крайне ошибочным».
Наиболее ожесточенные споры предложение Минцифры вызвало в сегменте e-commerce. Участники рынка заявляли, что критерии отбора написаны исключительно под Wildberries и угрожают конкуренции (см. “Ъ” от 22 сентября). В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ, в нее входит в том числе Wildberries), со своей стороны, просили ограничить функционал предустановленных приложений в части доступа к маркетплейсам и агрегаторам объявлений: «Такие возможности есть у "ВКонтакте", "Одноклассников" и "Яндекса"».
В Wildberries отказались от комментариев. Ozon поддерживает позицию ФАС в этом вопросе, говорит управляющий директор компании Сергей Беляков: «При принятии подобных решений интересы рынка всегда должны быть выше интересов отдельных игроков. Предустановка фактически станет субсидией на маркетинговые расходы для конкретного маркетплейса».