У нас товар, у них ЕС
Россия и Европа по-разному видят пути выхода из газового кризиса
Власти ЕС и России пока не могут найти общего подхода в преодолении энергетического кризиса. Так, Еврокомиссия среди первоочередных мер видит совместные закупки газа странами ЕС для пополнения пока не существующих стратегических резервов, однако источник этого газа остается неясным. А президент РФ Владимир Путин, ранее допускавший возможность «аккуратного» роста поставок в Европу, теперь подчеркивает: через Украину «Газпром» поставлять больше газа не хочет, а через «Северный поток-2» ему пока это сделать не разрешают.
Владимир Путин вновь подтвердил готовность России увеличить поставки газа в Европу, но по мере появления новых заявок. «Мы готовы поставить еще больше, но заявки нужны. Мы же не можем в никуда газ поставлять. Сколько просят, столько и поставляем»,— заявил президент на «Российской энергетической неделе». Напомним, 6 октября, когда фьючерсы на природный газ в Европе превысили $1900 за 1 тыс. кубометров, Владимир Путин допустил рост поставок из России через продажи на электронной торговой площадке «Газпрома». В то же день цены на газ на нидерландском хабе TTF начали снижаться. Сейчас, даже несмотря на то что реального увеличения поставок газа в Европу так и не произошло, цены держатся на уровне $1100 за 1 тыс. кубометров.
Хотя «Газпром» выполняет долгосрочные контракты, в Еврокомиссии считают, что он мог увеличить поставки сверх этого объема — через продажи на споте или ЭТП. Но Владимир Путин объяснил, что поставки через Украину «опасно увеличивать, там десятилетиями не ремонтировалась ГТС». Он не стал упоминать, что у «Газпрома» также есть маршрут через Белоруссию — газопровод Ямал—Европа, который загружен менее чем на треть. При этом Владимир Путин впервые публично заявил, что запуск «Северного потока-2» мог бы повлиять на цены на газ: «У компании (оператора проекта.— “Ъ”) "Северный поток-2" идет дискуссия, в том числе с немецкими властями... Но, конечно, если бы мы смогли увеличить поставки по этому маршруту, на 100% можно уверенно сказать, что напряженность на европейском энергетическом рынке существенно бы понизилась».
Еврокомиссия (ЕК) смотрит на ситуацию совершенно иначе. Регулятор 13 октября принял рекомендации в ответ на разразившийся в ЕС энергокризис, ключевые из них — совместные закупки газа странами ЕС для создания общих газовых запасов, к которым должен быть открыт равный доступ всем странам сообщества.
В перспективе же от газа нужно отказаться вовсе, считает ЕК, как можно скорее перейдя на энергию ветра и солнца по всей Европе.
Вместе с тем ЕК на заседании не рассматривала запуск «Северного потока-2» как один из факторов реагирования на энергетический кризис в Европе. «Процедура его разрешения в настоящий момент находится на рассмотрении у немецкого регулятора, после решения которого у ЕК будет два месяца на его рассмотрение»,— пояснила еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон.
Высокая волатильность цен на газовом рынке Европы связана в том числе с низким заполнением газовых хранилищ накануне зимы — 78,09% на 13 октября, а также конкуренцией за СПГ с Азией.
Кроме того, высокая стоимость квот на выбросы CO2 в Европе (выше €65 за тонну) затрудняет переключение генерации в Европе с угля на газ. Госпожа Симсон отметила, что этот фактор дал чуть более 10% роста цен на газ.
«Газпром» к 1 ноября должен завершить заполнение ПХГ в России. Возвращение компании 13 октября к суточным торгам газом на СПбМТСБ косвенно свидетельствует о появлении у нее свободных объемов газа. По мнению Дмитрия Маринченко из Fitch, в ноябре у России будет техническая возможность увеличить поставки в Европу, пока не наступили зимние холода — в декабре это будет сделать уже сложнее, потому что вырастет потребление газа внутри РФ. Он подчеркивает, что вопрос увеличения поставок газа в Европу из России политизирован, но у Европы мало альтернатив, поскольку за СПГ приходится жестко конкурировать с Азией.
При этом Иван Тимонин из Vygon Consulting отмечает, что в настоящее время котировки природного газа на европейском и азиатском рынках фактически сравнялись, поэтому уже в ближайшее время можно ожидать перенаправления ряда партий СПГ в Европу. Так, на TTF газ торгуется по $1051 за 1 тыс. кубометров, в Азии по $1043 за 1 тыс. кубометров. «С учетом разницы в стоимости транспортировки поставки СПГ в Европу стали более выгодны для большинства крупнейших производителей»,— полагает он, в том числе для СПГ из США.