Сидр вливают в Минсельхоз
Изготовители напитка хотят статус сельхозпроизводителей
Российские производители сидра из яблок, включая ГК «Абрау-Дюрсо», просят Минсельхоз ускорить решение вопроса о придании им статуса сельхозпроизводителей. Это позволит компаниям расширить возможности для продажи и рекламы продукции, а также получать субсидии на закладку садов, что даст стимул для расширения производства. Пока на традиционный сидр приходится около 5% рынка.
“Ъ” ознакомился с письмом председателя Национальной ассоциации производителей традиционного сидра (НАПТС) Александра Казакова главе Минсельхоза Дмитрию Патрушеву от 12 октября. В документе содержится просьба ускорить решение вопроса о приравнивании производителей традиционного сидра к сельхозпроизводителям. НАПТС создана только в сентябре и объединяет производителей сидра «Заповедник», ГК «Абрау-Дюрсо», «Яблочный спас» и др., которые выпускают напиток из плодов. В Минсельхозе комментарий не предоставили.
Как отмечается в письме, использующие местный виноград российские виноделы имеют статус сельхозпроизводителей и могут получать господдержку, тогда как производители сидра из местных яблок и груш ее лишены.
Между тем, отмечают в НАПТС, виноград растет только в семи регионах РФ, а яблоневые и грушевые сады есть в 76 субъектах страны. В НАПТС подчеркивают, что сидр отнесен к сельхозпродукции с 2017 года, годом позже вступили в силу ГОСТы на традиционный сидр из яблок и груш, но до следующего шага — придания его изготовителям статуса сельхозпроизводителей — дело не дошло.
Согласно НАПТС, в 2020 году в РФ продано более 56,7 млн л сидра, из которых около 10 млн л пришлось на импорт, а 3 млн л — на сидр, изготовленный в стране традиционным способом. «Потенциал роста в сегменте огромен, но без должной господдержки его реализация не представляется возможной»,— говорится в обращении.
Как поясняет господин Казаков, статус сельхозпроизводителя позволит рекламировать сидр наравне с российским вином, расширить места продажи за счет ярмарок и выставок, а также получать субсидии на закладку садов.
По его подсчетам, закладка 1 га сада, который будет приносить 20–30 тонн яблок в год для производства 10–15 тыс. л сидра, обходится минимум в 1 млн руб. Господдержка в данном случае даст стимул расширять сырьевую базу и производство, указывается в письме НАПТС.
Президент ГК «Абрау-Дюрсо» Павел Титов отмечает, что производители традиционного сидра идут по уже пройденному российскими виноделами пути. По его словам, изменение позиционирования категории с алкогольной на сельскохозяйственную позволит претендовать в том числе на смягчение налоговых режимов. По словам Александра Казакова, цель — добиться льготной ставки акциза для традиционного сидра из яблок. В этом году ставка акциза на сидр в России находится на уровне 23 руб. за 1 л.
Председатель комиссии по пивоварению «Опоры России» Алексей Небольсин подчеркивает, что на рынке сложилась парадоксальная ситуация: сидр отнесен к сельхозпродукции, а его производители сельхозпроизводителями не признаны.
Между тем, отмечает он, вопрос дополнительной поддержки отрасли становится все более актуальным на фоне растущих ставок акцизов и увеличения административной нагрузки — введения реестра производителей, маркировки и пр.
В НАПТС добавляют, что бизнес российских производителей сидра серьезно пострадал от пандемии. Как отмечает Александр Казаков, бары и рестораны — основной канал сбыта для традиционного сидра, а из-за введения ограничений в общепите рынок фактически встал на несколько месяцев. По данным NielsenIQ, с октября 2020 года по сентябрь 2021 года продажи сидра в России выросли на 10% в деньгах и на 8% в объемах год к году.
Руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев согласен, что производство сидра можно отнести к сельскому хозяйству: речь идет о закладке многолетних насаждений, установке шпалеры, уходе, сезоне уборки и переработки урожая. Но источники “Ъ” в отрасли отмечают, что препятствием может стать нежелание чиновников брать дополнительную нагрузку.