ЕГЭ и ОГЭ вернутся в доковидную эпоху
Рособрнадзор рассказал, что будет со школьными экзаменами
Рособрнадзор и Минпросвещения планируют отказаться от всех коронавирусных ограничений, касающихся школьных экзаменов. В этом учебном году девятиклассников опять могут ждать четыре экзамена вместо двух. А выпускникам школ придется сдавать обязательную базовую математику. Вместе с тем планы ведомства может спутать ситуация с заболеваемостью.
В четверг глава Рособрнадзора Анзор Музаев провел ежегодную Всероссийскую встречу с родителями. Чиновник рассказал о планах ведомства на ЕГЭ и ОГЭ. Напомним, с началом пандемии коронавируса выпускники девятых и одиннадцатых классов сдавали экзамены в упрощенном порядке. Так, ОГЭ для девятых классов отменили в 2020 году, а в 2021-м провели его в урезанном формате — вместо четырех экзаменов школьники писали контрольные работы по русскому языку и математике. Обязательный для всех выпускников ЕГЭ по базовой математике был отменен: школьник мог сдать профильную математику для поступления в технический вуз либо более простой государственный выпускной экзамен.
Но в этом учебном году Рособрнадзор намерен вернуться к доковидному формату, рассказал господин Музаев. ОГЭ опять будет состоять из четырех полноценных экзаменов — русский язык, математика и два предмета по выбору.
Ученики, которые в прошлом учебном году провалили выпускные контрольные работы, должны будут в этот раз пересдать четыре экзамена.
По словам господина Музаева, 2020 год показал, что после отмены итоговых аттестаций у школьников резко упала мотивация. Именно поэтому в 2021 году было решено оставить хотя бы два экзамена, пусть и в виде контрольных работ. «Результаты, которые мы видим, показывают, что и это — полурешение,— пояснил господин Музаев.— Мотивация, конечно, повысилась. Но весь год прошлый выпуск надеялся, что экзамены отменят. Есть пример с математической задачей, которая была в демоверсии два года опубликована. Но сообщество готовилось неважно, это задание не заметили — и с ним возникли проблемы у детей».
Что касается ЕГЭ, то Рособрнадзор планирует вернуть экзамен по базовой математике — как обязательный предмет для выпускников, которые намерены получить аттестат. Но при этом нет речи о введении новых предметов в ЕГЭ либо о его переводе на дистанционную сдачу. «За два года у нас не было ни одной жалобы на то, что кто-то из выпускников не успел сдать ЕГЭ по болезни»,— добавил господин Музаев.
Вместе с тем он не исключил, что ситуация еще изменится — предложения Рособрнадзора и Минпросвещения будут рассмотрены вице-премьером Татьяной Голиковой. Только после ее одобрения ведомство сможет более четко сообщить о планах на конец учебного года.
От себя господин Музаев добавил: родителям, ученикам и учителям стоит готовиться к тому, что экзамены все-таки состоятся.
На экзамены может повлиять и эпидемиологическая ситуация. Досрочный период сдачи ЕГЭ может быть отменен, если весной начнется рост заболеваемости COVID-19. В таком случае экзамен проведут в летние месяцы — в основной период и резервные дни.
Предполагается, что ЕГЭ должен пройти с 21 марта по 2 июля (досрочный период — с 21 марта по 15 апреля, основной период с резервными днями — с 27 мая по 2 июля). Дополнительный период назначен на 5–20 сентября. Для ОГЭ назначены даты с 21 апреля по 3 июля (досрочный период с резервными днями — с 21 апреля по 17 мая, основной период — с 20 мая по 2 июля), а дополнительный период — 5–24 сентября.
По словам директора Федерального института педагогических исследований Оксаны Решетниковой, примеры новых контрольно-измерительных материалов (КИМ) для ГИА будут разработаны к концу года — а в январе 2022 года обнародованы в открытом банке. «Многие спрашивают, не поздно ли это. Но содержание изучаемых предметов не изменилось. И новая форма заданий не влияет на результат — в каждом КИМе поменялись не более трех–четырех заданий при неизменном содержании. У тех ребят, которые учились в течение года, трудностей не возникнет»,— пояснила госпожа Решетникова.
Директор Школы антропологии будущего Института общественных наук РАНХиГС Александр Асмолов отметил в беседе с «Ъ», что за два пандемийных года школьное образование претерпело серьезные изменения.
Онлайн-обучение идет вместе с дистантом, используется гибридное обучение, и подходить к измерению знаний детей старыми методами было бы не лучшим решением.
«Прямой перенос ЕГЭ на современную реальность сулит риски, в том числе и для школьников»,— сообщил господин Асмолов. В частности, он указал, что сразу возникнет резкий рост репетиторства для учеников, что может оказаться большой нагрузкой.
О повышении нагрузки говорят и учителя. При этом возвращение экзаменов, по их мнению, вряд ли сильно повлияет на мотивацию детей учиться. «Из-за ковида наши дети два года толком не учились, систематизации знаний у них нет. А что касается мотивации, то у девятиклассников в основном их две — “мама сказала поступать в вуз” и “я боюсь ЕГЭ, пойду в колледж”. В голове у них только влюбленности и переживания о своей красоте»,— пояснила «Ъ» учитель математики школы №24 Оренбурга, председатель территориальной организации профсоюза «Учитель» Елена Щукина.