Интеграция наполнится нефтью
Президенты стран ЕАЭС встретились онлайн
Президенты стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в четверг, 14 октября, обсудили внешние и внутренние риски, угрожающие углублению интеграции в объединении. Их оказалось немало: усугубленная пандемией разница в уровне развития экономик; низкие темпы снятия барьеров, мешающих свободному передвижению товаров; глобальные риски по части продовольственной безопасности стран. Остается нерешенным и вопрос формирования общего рынка газа. Есть, впрочем, подвижки по общему рынку нефти: президенты в четверг договорились о переходе к следующему этапу его создания.
Заседание Высшего Евразийского экономического совета, которое вместо ранее намеченной очной встречи в Минске в четверг состоялось в онлайн-формате, завершилось приятием решения о переходе ко второму этапу создания общего рынка нефти и нефтепродуктов. Он должен заработать с 2025 года и рассматривается как одно из важных условий союзной интеграции.
До 2023 года должен появиться проект союзных правил торговли и правил биржевых торгов нефтью, к 2024-му — проект международного договора о формировании этих общих рынков.
На заседании публично говорилось и о важности создания общего рынка газа, но детально этот чувствительный вопрос обсуждался в закрытом режиме. По итогам разговора вице-премьер Белоруссии Игорь Петришенко сообщил, что разногласия остаются. В частности, по тарифам на транспортировку — их обсуждение отложили до очной встречи президентов. Поясним, замечания ранее на этот счет были у Минска, который считает сильно завышенной стоимость транспортировки российского газа.
Экономическое развитие союза президенты в целом оценили положительно (средний рост ВВП стран «пятерки» в первом полугодии 2021 года составил 4,5%). При этом они по-разному видят сдерживающие этот рост факторы.
Президент РФ Владимир Путин отметил, что рост происходит несмотря на санкции в отношении некоторых стран союза. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев говорил о глобальных рисках. Особенно его беспокоил вопрос продовольственной безопасности — союзные рынки, по его словам, уже чувствуют давление растущих мировых цен и «острота проблемы будет нарастать из года в год». В связи с этим разработан проект общих принципов обеспечения продбезопасности — речь идет о минимизации рисков возникновения дефицита и о импортозамещении технических ресурсов в секторе. С таким подходом согласился президент Киргизии Садыр Жапаров: «Мы не имеем действенных рычагов влияния на эти явления — сегодня каждая страна союза устанавливает свои механизмы обеспечения продбезопасности, что ведет к самостоятельному решению потенциальных угроз».
Так или иначе, внешние риски президенты расценивают как стимул к углублению интеграции — Владимир Путин отметил, что в таких условиях повышается значимость взаимодействия в целях перехода на национальные валюты и сокращения использования доллара и евро во взаимных расчетах. По его словам, развивающаяся интеграция привлекает внимание третьих стран — в июле вступило в силу соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и Сербией, ведутся переговоры о заключении новых договоров.
«Все это очень полезно с точки зрения возможного расширения евразийской интеграции и воплощения в жизнь инициативы создания Большого Евразийского партнерства»,— сказал Владимир Путин.
Касым-Жомарт Токаев полагает, что этот процесс пора ускорять — переговоры о создании ЗСТ с Израилем, Египтом, Индией продолжаются около пяти-шести лет, а рынки Монголии и Индонезии изучаются уже более двух лет.
По словам Садыра Жапарова, пандемия усилила разрыв между экономиками стран союза. Он предложил выработать механизмы и программы по развитию догоняющих экономик, направленные на выравнивание уровня и на сближение доходов населения. Также он вновь поднял вопрос об устранении препятствий для свободного перемещения товаров и предложил создать механизм автоматической отмены барьеров при их выявлении.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что пока слишком мало сделано и по части импортозамещения и что вести эту работу следует в привязке к промышленной кооперации, о необходимости наращивания которой президенты высказались единогласно. Белорусский президент полагает, что для этого необходимо изменить работу Евразийского банка развития: проблема, по его словам, заключается в высоком пороге для финансирования проектов и в отсутствии льготной ставки по кредитам.