Самолеты попросили летать тише
Вокруг Пулково накопились претензии к авиакомпаниям
Оператор аэропорта Пулково хочет изменить маршруты и расписание летающих в Санкт-Петербург авиакомпаний. Поводом стало предостережение Роспотребнадзора, зафиксировавшего превышение допустимого уровня авиашума. Эксперты считают причиной всплеск жалоб окрестных жителей из-за ночных рейсов на курорты. Источники “Ъ” в отрасли говорят, что улучшить ситуацию поможет изменение высоты захода на посадку, но поток жалоб это вряд ли остановит. По словам юристов, перспективы на компенсации в суде у недовольных крайне низкие.
«Воздушные ворота северной столицы» (ВВСС, управляет Пулково) попросили перевозчиков рассмотреть возможность изменения режима полетов и корректировки маршрутов при заходе на посадку. По данным “Ъ”, письма авиакомпаниям и в Госкорпорацию по организации воздушного движения (ГК ОрВД) были направлены 27 сентября в качестве реакции на претензии Роспотребнадзора. В июле его региональное управление после обращений жителей прилегающих к Пулково районов города выдало ВВСС предостережение, после того как проверяющие зафиксировали превышение в контрольных точках предельно допустимого уровня авиашума с января по июнь и нарушения положений СанПиН.
В Пулково подтвердили “Ъ” отправку писем, подчеркнув, что разделяют «обеспокоенность жителей прилегающих к аэропорту микрорайонов».
Там отметили, что авиашум, о котором идет речь в жалобах, возникает при движении самолетов в воздухе, и уточнили, что траектории взлета и посадки воздушных судов утверждаются ГК ОрВД.
В ВВСС уточнили, что по объемам перевозок в Пулково лидируют базирующаяся там «Россия», «Победа» и Smartavia. Входящие в группу «Аэрофлот» авиакомпании не прокомментировали ситуацию, в Smartavia говорят, что не получали письма. Также базирующаяся в Петербурге Red Wings сообщила, что «следует схемам захода на посадку и вылета, опубликованным в сборнике аэронавигационной информации РФ, в том числе при полетах в Пулково», следовательно, вопрос должен быть адресован не перевозчикам.
В управлении Роспотребнадзора по Петербургу “Ъ” сообщили, что «профилактическое контрольное мероприятие не влечет применение административного наказания». Там отметили, что за третий квартал получили всего четыре жалобы на авиашум.
Летний всплеск жалоб объясним на фоне восстановления интенсивности полетов после пандемического затишья, считает исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев.
«В этом летнем сезоне наблюдался очень высокий спрос на южные курортные направления, и из-за перегруженности аэропортов в ряде случаев перевозчики вынуждены были выбирать ночные слоты»,— говорит он (подробнее см. “Ъ” от 26 апреля). В целом авиапарк российских эксплуатантов, по его словам, соответствует международным нормам по уровню шума, единичные исключение касаются лишь самолетов советского производства.
По данным источника “Ъ” в авиаотрасли, ГК ОрВД уведомила Пулково, что «практически все возможности по снижению шума в районе аэропорта уже реализованы».
Чтобы незначительно уменьшить шумовое воздействие, можно поднять высоту вхождения в глиссаду до 900 м, говорит он, но это потребует изменения всей схемы структуры воздушного пространства в районе Пулково. В любом случае, это, по его словам, произойдет не ранее ввода в эксплуатацию Санкт-Петербургского укрупненного центра Единой системы ОрВД, намеченного на декабрь. Ответ госкорпорации “Ъ” на момент публикации не поступил. Источники “Ъ” в авиаотрасли называют обращения по авиашумам «эхом предвыборного пиара» и прогнозируют их спад в будущем. Они неоднократно подчеркивали, что в мегаполисах подобные конфликты, как правило, вызваны плотной застройкой вокруг аэропортов и не могут быть устранены ни корректировкой схем полета, ни незначительными санкциями.
В Европе боязнь судебных разбирательств с жителями из-за авиашума стимулирует перевозчиков обновлять флот, а аэропорты — снижать частоту ночных рейсов, отмечает гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий. В РФ потенциальными ответчиками в подобных исках станут администрации аэропортов, считает управляющий партнер компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт. Однако подача исков не выглядит действенным инструментом, говорит он, поскольку запретить таким образом самолетам взлетать и совершать посадку по утвержденной схеме нельзя, а для взыскания компенсации, например, морального вреда или ущерба здоровью истцам придется аргументированно доказать причинно-следственную связь, полагает он. Господин Иккерт добавляет, что на практике суды, даже если и соглашаются с истцами, снижают размер возмещения до минимума.