Камчатка и Чукотка пожаловались на задержки с доставкой продуктов в регионы
Губернатор Камчатского края Владимир Солодов рассказал, что задержки с отправкой грузов из порта Владивостока на Камчатку могут достигать трех месяцев. По его словам, поставки продовольствия уже наладили, и сейчас проблема остается только с доставкой стройматериалов. Губернатор Чукотки Роман Копин сообщил, что отправки в регион ждет более 200 контейнеров, местные власти говорят о напряженной обстановке с продуктами.
Владимир Солодов объяснил задержки с доставкой грузов «изменениями и кризисом глобальной логистики, перенаправлением грузов из Китая, с Суэцкого канала на Транссиб». Он сообщил, что в портах Владивостока «скопилось огромное количество» контейнеров и грузов для отправки на Камчатку, из-за чего в регионе «сложилась довольно тяжелая ситуация». «Мы наблюдаем сейчас задержки поставок товаров до Камчатки, которые в ряде случаев достигают трех месяцев. В последнюю неделю ситуация несколько нормализовалась — по крайней мере, по нашему мониторингу, продукты питания все отправляются точно в срок, некоторые задержки остаются по строительным материалам»,— сказал он в обращении к жителям, опубликованном в Instagram.
Фотогалерея
Контейнерный кризис
В 2021 году цены на контейнерные перевозки выросли в несколько раз. Например, по состоянию на август текущего года, цена за перевозку 12-ти метрового контейнера из КНР в ЕС составила $14 тыс. Это почти в 10 раз больше, чем в 2020-м
Фото: AP
Из-за увеличения цены перевозки, дефицита контейнеров, пандемии коронавируса, аварии в Суэцком канале и выхода Британии из состава ЕС в ряде крупных мировых портов начались заторы
На фото: грузовой порт в Лос-Анджелесе в Калифорнии
Фото: Reuters / Mike Blake
23 марта 2021 года контейнеровоз Ever Given компании Evergreen сел на мель и перегородил Суэцкий канал. Расследование причин аварии ведется до сих пор. Движение судов через канал восстановили лишь 29 марта. По примерным подсчетам этот простой стоил мировой торговле до $10 млрд
Фото: Reuters / Hannah McKay
Из-за этой аварии многие суда, ожидавшие открытия канала, по достижении Европы и США были вынуждены вернуться в Азию, не дожидаясь полной загрузки пустых контейнеров. Из-за этого в азиатских портах, где и так наблюдается нехватка контейнеров из-за порушенных пандемией логистических цепочек, их стоимость дополнительно выросла. Судоходные компании, в свою очередь, начали повышать стоимость своих услуг, чтобы покрыть расходы
Фото: Reuters / Hannah McKay
С 25 по 31 мая 2021 года в Китае пришлось закрыть терминал Яньтянь порта Шэньчжэнь. Грузы были перенаправлены в терминалы Наньша и Шэкоу портов Шэньчжэнь и Гуанчжоу. Однако, они не справились с таким объемом контейнеров и заторы начались и там. При этом, Шэньчжэнь и Гуанчжоу — третий и пятый по величине контейнерные порты мира
Фото: Reuters / Mike Blake/File Photo
В июне 2021 года онлайн-платформа отслеживания передвижения морских грузов Seaexplore, сообщала, что по всему миру более 300 судов простаивают в очередях. Задержки наблюдались более чем в 100 портах
Фото: Reuters / Hannah McKay
11 августа 2021 из-за вспышки коронавируса закрылся терминал Мейшан порта Нинбо-Чжоушань. Он открылся 25 августа, ко второй половине месяца там образовалась очередь из 50 судов. Порт Нинбо-Чжоушань является вторым по загруженности портом Китая и третьем — в мире
Фото: Reuters / Mike Blake
Заторы и очереди образовались в южнокорейском порту Пусан. Стандартное время ожидания в портах до момента погрузки контейнера на платформу составляло 3-5 суток. К началу октября этот срок вырос до 12 суток. Задержки в Пусане начались в конце августа из-за тайфуна «Омаис» и усилились в сентябре из-за тайфуна «Чанту»
Фото: Reuters / Hannah McKay
С объемом грузов не справляются и в английском порту Филикстоу, которым управляет компания Hutchison Ports и через который проходят 36% контейнеров, ввозимых в Великобританию и вывозимых из нее. Кроме пандемии коронавируса, к таким проблемам привел выход Британии из ЕС. Из-за этого в стране образовалась нехватка грузчиков и водителей грузовых автомобилей
Фото: Reuters / Hannah McKay
На порты Лос-Анджелеса и Лонг-Бич приходится около 40% всех грузовых контейнеров, приходящих в США по морю
Фото: AP / Koji Sasahara
В последние недели в портах Лос-Анджелеса и Лонг-Бич стоят в ожидании разгрузки десятки судов — рекордом стало 73 судна в очереди на разгрузку в один из дней в сентябре, притом что обычно даже один-два судна в ожидании разгрузки является нестандартной ситуацией
Фото: AP / Koji Sasahara
Все это приводит к нехватке целого ряда товаров в США, что особенно остро воспринимается в преддверии Рождества и способствует росту цен
Фото: AP
Господин Солодов попросил о помощи вице-премьера полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Тот уже поручил Минтрансу «разобраться в ситуации и взять ее на контроль», заявил губернатор. Он уточнил, что сейчас отправка грузов на Камчатку отслеживается в ручном режиме, и «должен быть обеспечен режим приоритетной отгрузки необходимых товаров» на Камчатку, Сахалин и в Магадан, которые «полностью зависят от морских поставок» из Владивостока. При этом Владимир Солодов считает, что в ближайшее время ситуацию не удастся полностью урегулировать.
«Мы, в свою очередь, на ручном контроле держим ход отправки грузов. У меня просьба к тем грузоотправителям, у которых длительные сроки задержки уже сформировались, обращаться в правительство. Мы сейчас сформировали реестр, по которому вручную будем отслеживать поставки грузов из Владивостока. К сожалению, системно ситуация не решится в ближайшее время, поскольку, как я уже сказал, ее причиной стал глобальный кризис грузовой логистики. Поэтому мы можем ожидать таких же всплесков задержек и, к сожалению, увеличения стоимости отправки»,— добавил он.
Глава Чукотки Роман Копин рассказал, что с июля по сентябрь в регион заходило втрое меньше судов, из-за чего в октябре и ноябре потребуются дополнительные рейсы. По его словам, «навигация очень сложная», и при необходимости для доставки будут привлекать ледоколы. «В ежедневном режиме продолжаем отслеживать ситуацию. Приоритет — продукты питания, но речь не только о них. В этом году много задач и строек во всех районах, начинается реализация инвестпроектов. Для этого нужно доставить технику, материалы, модульные конструкции. Сейчас отправки на Чукотку ждут больше 200 контейнеров»,— написал он в Instagram.
В администрации Провиденского городского округа (находится на востоке Чукотки, население — более 3,5 тыс. человек) заявили о «напряженной обстановке с продуктами». В частности, картофель остался только в одном магазине. Ближайшие поставки продовольствия запланированы на начало ноября. «Загрузка судна "Владимир Мясников" компании Marintek несколько раз сдвигалась. Изначально корабль мы ждали в последних числах октября. Сейчас его выход запланирован на 21–22 октября. Срок захода в порт Провидения будет зависеть от погодных условий и разгрузки в Беринговском и Анадыре. Надеемся встретить его 5–7 ноября»,— говорится в пресс-релизе на сайте окружной администрации.
Напомним, порты Приморья с августа испытывают проблемы с логистикой из-за перенаправления в РФ грузопотока из Китая. По данным на конец сентября, перевозка через Владивосток и Находку и далее по Транссибу была на 30–40% дешевле южного морского маршрута. Участники рынка считают, что такая ситуация сохранится в ближайший год.
Подробнее о переполнении терминалов читайте в материале «Ъ» «Дальний Восток заполонили контейнеры».