Деньги есть, но вы держитесь
Диана Галиева о том, почему иностранные инвестиции не идут в новые проекты
Новый опрос международных компаний о привлекательности российской юрисдикции для ведения бизнеса, проведенный Консультационным советом по иностранным инвестициям (КСИИ), при беглом просмотре вселяет немалые надежды. Исследование констатирует, что 96% международных компаний считают РФ стратегическим рынком (в 2020 году — 92%) и уже две трети респондентов (было 53%) собираются расширять присутствие здесь. Привлекательность местного рынка глава Минэкономики и исполкома КСИИ Максим Решетников, интерпретируя результаты, объясняет усиленной работой правительства над перезапуском инвестиционного цикла и улучшением делового климата.
Наибольшую поддержку у инвесторов получила цифровизация взаимодействия государства и бизнеса — из пяти позитивных изменений, отмеченных бизнесом, четыре связаны с ней (онлайн-собрания акционеров, внедрение электронного документооборота, дистанционная торговля, расширение перечня дистанционных госуслуг). Из перечня основных барьеров для бизнеса ушли частые изменения законодательства. Хотя в «ковидный» 2020 год изменений, очевидно, было больше, вероятно, инвестиционная политика обретает ясные очертания и для иностранных инвесторов — собственно, неизменность регуляторных условий должен гарантировать закон о СЗПК.
Впрочем, несмотря на позитивные интерпретации, большинство компаний не готово создавать новые производства, а предпочитает инвестировать в уже существующие проекты. Скептично иностранные инвесторы относятся и к работе с новыми регионами — вероятно, эта проблема будет вскоре исчерпана с введением региональных инвестстандартов. В совокупности же выбор в пользу «знакомых» проектов и регионов объясняется попытками снизить риски.
Рисков же, судя по опросу, меньше не становится. И если с временными неудобствами можно примириться (требования соблюдать карантин для зарубежных специалистов, даже если они привиты), то к постоянной геополитической напряженности и угрозе санкций иностранные компании привыкать не собираются просто потому, что всегда могут сделать выбор «в пользу менее рискованных регионов». Пониманию российской инвестсреды мешают и две тенденции, связанные с усилением роли государства. С одной стороны, власти готовы тонко настраивать регуляторную среду — то есть просьбы иностранных компаний по настройке техрегулирования и трудового законодательства могут быть услышаны. С другой — иностранным инвестициям, очевидно, будут препятствовать попытки госрегулирования цен и усиление протекционизма (инвесторов беспокоят неравные условия конкуренции по сравнению с отечественными компаниями), а также активизация в Белом доме сторонников импортозамещения: в ситуации, когда любая «новая» инвестстратегия грозит осложнениями такого масштаба, тяготение к уже известным бизнес-моделям вполне объяснимо.