Сеть магазинов мебели IKEA предупредила о возможном дефиците товаров. В топ-менеджменте шведкой компании не исключают, что проблемы сохранятся до конца следующего лета. Причина — в нехватке транспортных контейнеров и загруженности портов. Наибольшие сложности возникают с товарами, доставляемыми из Китая.
Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ
Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ
Дефицит отдельных комплектующих для мебели наблюдается и в российских магазинах IKEA. Некоторые позиции приходится ждать месяцами, и когда поставки возобновятся, не знают даже сами сотрудники компании, рассказал “Ъ FM” москвич Владимир:
«Для полного заказа шкафов со всеми деталями, оказывается, не хватает нескольких элементов. Причем не доставало, например, петель, чтобы крепить дверь, не было двери с зеркалом, ящиков и корзин для белья, которые тоже встраиваются в эти самые шкафы. Я сначала хотел повременить с покупкой из-за этих проблем, но в магазине посоветовали взять то, что есть, а остальное докупать уже постфактум, иначе потом не будет, например, других дверей. В итоге мы оформили заказы того, что было в наличии. Что касается недостающих элементов, приходится ждать, чтобы пришли уведомления по СМС об их доставке. Причем один раз сообщение пришло в 9:30 утра, и буквально за полчаса перестало хватать деталей. Петли, например, я только со второго раза успел купить, и то, проснувшись очень рано утром и успев, видимо, запрыгнуть в последний вагон».
По словам управляющего партнера компании Flatinbox Дмитрия Алешина, проблемы с поставками товаров испытывает не только IKEA. Крупнейшие мировые игроки не успевают не только вовремя доставить продукцию, но и произвести ее, объясняет эксперт: «Когда была пандемия, многие заводы приостановились, либо сократилось производство. Потом получилось так, что экономика начала восстанавливаться, спрос начал увеличиваться, а заводы еще не успели нарастить объемы. Производство — это цепочка поставок: чтобы сделать что-то конечное, нужно что-то где-то закупить.
Соответственно, надо ждать, пока это дойдет, растаможится, изготовится. Плюс, не надо забывать, что цены на многие товары за год выросли на 50%. Так что, если производства опять начнут приостанавливать, то это будет большая проблема. Завод Schneider Electric в Германии на два месяца задерживает поставку терморегуляторов. У нас, например, по плитке турецкий завод приостановил работы, и мы ждали ее три месяца. То есть где-то происходят задержки, где-то нет.
Но надо понимать, что сейчас в Москве сантехники и электрики в наличии очень мало, она практически вся под заказ.
Если сотрудников отправляют на карантин, соответственно, у IKEA будут возникать проблемы. Объемы большие, а новых заводов строится мало, и для них нужны большие инвестиции».
В IKEA также отмечают, что многие категории товаров за время пандемии стали значительно дороже в производстве. Правда, компания надеется покрыть дополнительные затраты самостоятельно, а не перекладывать их на клиентов.
Лилия Галявиева
Фотогалерея
Контейнерный кризис
В 2021 году цены на контейнерные перевозки выросли в несколько раз. Например, по состоянию на август текущего года, цена за перевозку 12-ти метрового контейнера из КНР в ЕС составила $14 тыс. Это почти в 10 раз больше, чем в 2020-м
Фото: AP
Из-за увеличения цены перевозки, дефицита контейнеров, пандемии коронавируса, аварии в Суэцком канале и выхода Британии из состава ЕС в ряде крупных мировых портов начались заторы
На фото: грузовой порт в Лос-Анджелесе в Калифорнии
Фото: Reuters / Mike Blake
23 марта 2021 года контейнеровоз Ever Given компании Evergreen сел на мель и перегородил Суэцкий канал. Расследование причин аварии ведется до сих пор. Движение судов через канал восстановили лишь 29 марта. По примерным подсчетам этот простой стоил мировой торговле до $10 млрд
Фото: Reuters / Hannah McKay
Из-за этой аварии многие суда, ожидавшие открытия канала, по достижении Европы и США были вынуждены вернуться в Азию, не дожидаясь полной загрузки пустых контейнеров. Из-за этого в азиатских портах, где и так наблюдается нехватка контейнеров из-за порушенных пандемией логистических цепочек, их стоимость дополнительно выросла. Судоходные компании, в свою очередь, начали повышать стоимость своих услуг, чтобы покрыть расходы
Фото: Reuters / Hannah McKay
С 25 по 31 мая 2021 года в Китае пришлось закрыть терминал Яньтянь порта Шэньчжэнь. Грузы были перенаправлены в терминалы Наньша и Шэкоу портов Шэньчжэнь и Гуанчжоу. Однако, они не справились с таким объемом контейнеров и заторы начались и там. При этом, Шэньчжэнь и Гуанчжоу — третий и пятый по величине контейнерные порты мира
Фото: Reuters / Mike Blake/File Photo
В июне 2021 года онлайн-платформа отслеживания передвижения морских грузов Seaexplore, сообщала, что по всему миру более 300 судов простаивают в очередях. Задержки наблюдались более чем в 100 портах
Фото: Reuters / Hannah McKay
11 августа 2021 из-за вспышки коронавируса закрылся терминал Мейшан порта Нинбо-Чжоушань. Он открылся 25 августа, ко второй половине месяца там образовалась очередь из 50 судов. Порт Нинбо-Чжоушань является вторым по загруженности портом Китая и третьем — в мире
Фото: Reuters / Mike Blake
Заторы и очереди образовались в южнокорейском порту Пусан. Стандартное время ожидания в портах до момента погрузки контейнера на платформу составляло 3-5 суток. К началу октября этот срок вырос до 12 суток. Задержки в Пусане начались в конце августа из-за тайфуна «Омаис» и усилились в сентябре из-за тайфуна «Чанту»
Фото: Reuters / Hannah McKay
С объемом грузов не справляются и в английском порту Филикстоу, которым управляет компания Hutchison Ports и через который проходят 36% контейнеров, ввозимых в Великобританию и вывозимых из нее. Кроме пандемии коронавируса, к таким проблемам привел выход Британии из ЕС. Из-за этого в стране образовалась нехватка грузчиков и водителей грузовых автомобилей
Фото: Reuters / Hannah McKay
На порты Лос-Анджелеса и Лонг-Бич приходится около 40% всех грузовых контейнеров, приходящих в США по морю
Фото: AP / Koji Sasahara
В последние недели в портах Лос-Анджелеса и Лонг-Бич стоят в ожидании разгрузки десятки судов — рекордом стало 73 судна в очереди на разгрузку в один из дней в сентябре, притом что обычно даже один-два судна в ожидании разгрузки является нестандартной ситуацией
Фото: AP / Koji Sasahara
Все это приводит к нехватке целого ряда товаров в США, что особенно остро воспринимается в преддверии Рождества и способствует росту цен
Фото: AP
В 2021 году цены на контейнерные перевозки выросли в несколько раз. Например, по состоянию на август текущего года, цена за перевозку 12-ти метрового контейнера из КНР в ЕС составила $14 тыс. Это почти в 10 раз больше, чем в 2020-м
Фото: AP
Из-за увеличения цены перевозки, дефицита контейнеров, пандемии коронавируса, аварии в Суэцком канале и выхода Британии из состава ЕС в ряде крупных мировых портов начались заторы
На фото: грузовой порт в Лос-Анджелесе в Калифорнии
Фото: Reuters / Mike Blake
23 марта 2021 года контейнеровоз Ever Given компании Evergreen сел на мель и перегородил Суэцкий канал. Расследование причин аварии ведется до сих пор. Движение судов через канал восстановили лишь 29 марта. По примерным подсчетам этот простой стоил мировой торговле до $10 млрд
Фото: Reuters / Hannah McKay
Из-за этой аварии многие суда, ожидавшие открытия канала, по достижении Европы и США были вынуждены вернуться в Азию, не дожидаясь полной загрузки пустых контейнеров. Из-за этого в азиатских портах, где и так наблюдается нехватка контейнеров из-за порушенных пандемией логистических цепочек, их стоимость дополнительно выросла. Судоходные компании, в свою очередь, начали повышать стоимость своих услуг, чтобы покрыть расходы
Фото: Reuters / Hannah McKay
С 25 по 31 мая 2021 года в Китае пришлось закрыть терминал Яньтянь порта Шэньчжэнь. Грузы были перенаправлены в терминалы Наньша и Шэкоу портов Шэньчжэнь и Гуанчжоу. Однако, они не справились с таким объемом контейнеров и заторы начались и там. При этом, Шэньчжэнь и Гуанчжоу — третий и пятый по величине контейнерные порты мира
Фото: Reuters / Mike Blake/File Photo
В июне 2021 года онлайн-платформа отслеживания передвижения морских грузов Seaexplore, сообщала, что по всему миру более 300 судов простаивают в очередях. Задержки наблюдались более чем в 100 портах
Фото: Reuters / Hannah McKay
11 августа 2021 из-за вспышки коронавируса закрылся терминал Мейшан порта Нинбо-Чжоушань. Он открылся 25 августа, ко второй половине месяца там образовалась очередь из 50 судов. Порт Нинбо-Чжоушань является вторым по загруженности портом Китая и третьем — в мире
Фото: Reuters / Mike Blake
Заторы и очереди образовались в южнокорейском порту Пусан. Стандартное время ожидания в портах до момента погрузки контейнера на платформу составляло 3-5 суток. К началу октября этот срок вырос до 12 суток. Задержки в Пусане начались в конце августа из-за тайфуна «Омаис» и усилились в сентябре из-за тайфуна «Чанту»
Фото: Reuters / Hannah McKay
С объемом грузов не справляются и в английском порту Филикстоу, которым управляет компания Hutchison Ports и через который проходят 36% контейнеров, ввозимых в Великобританию и вывозимых из нее. Кроме пандемии коронавируса, к таким проблемам привел выход Британии из ЕС. Из-за этого в стране образовалась нехватка грузчиков и водителей грузовых автомобилей
Фото: Reuters / Hannah McKay
На порты Лос-Анджелеса и Лонг-Бич приходится около 40% всех грузовых контейнеров, приходящих в США по морю
Фото: AP / Koji Sasahara
В последние недели в портах Лос-Анджелеса и Лонг-Бич стоят в ожидании разгрузки десятки судов — рекордом стало 73 судна в очереди на разгрузку в один из дней в сентябре, притом что обычно даже один-два судна в ожидании разгрузки является нестандартной ситуацией
Фото: AP / Koji Sasahara
Все это приводит к нехватке целого ряда товаров в США, что особенно остро воспринимается в преддверии Рождества и способствует росту цен
Фото: AP