Граждане вышли в «Плюс»
Число подписчиков «Яндекса» удвоилось
«Яндекс» заявил о двукратном росте количества подписчиков «Яндекс.Плюса» — до 10 млн человек. В показателе учитывались пользователи как промопериодов, так и групповых подписок. Конкуренты компании из числа экосистем также отмечают увеличение базы клиентов на фоне пандемии. Но аналитики ожидают уже в 2022 году у всех участников рынка замедление роста по мере исчерпания платящей аудитории.
Руководитель «Яндекс.Плюса» Андрей Гевак рассказал “Ъ”, что число подписчиков сервиса, по данным на 18 октября, составило 10 млн. «Мы наблюдаем двукратный прирост от года к году. В прошлом году в "Плюсе" было 5 млн подписчиков, за год до этого — около 2 млн»,— сообщил он. По его словам, показатель учитывает всех, кто может пользоваться подпиской на данный момент, в том числе в рамках пробного периода или в составе группы. «75% клиентов платят регулярно, около 25% — находятся в пробных периодах»,— уточнил Андрей Гевак.
«Яндекс» запустил единую подписку на свои сервисы 29 мая 2018 года. Сейчас в нее входят «Кинопоиск» и «Яндекс.Музыка», а также различный кэшбэк (возврат части затрат в виде бонусных баллов) в сервисах «Яндекс.Такси», «Яндекс.Маркет», «Яндекс.Еда» и др. Стоимость подписки варьируется от 199 до 699 руб. в месяц в зависимости от пакета услуг и количества человек, которые могут ею пользоваться. Подписка доступна в России, Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Армении, Азербайджане, Молдавии, Киргизии и Израиле.
Выручку «Яндекс.Плюса» в компании не раскрывают. По данным исследования J`son & Partners Consulting (есть у “Ъ”), выручка «Яндекс.Плюса» в 2020 году оценивалась в 7,7 млрд руб. В 2021 году, по прогнозам аналитиков, этот показатель вырастет до 11,3 млрд руб. Рынок экосистемных подписок аналитики оценивали в 12,2 млрд руб. по итогам 2020 года, в 2021 году, по прогнозам, он может достичь 20,9 млрд руб.
По оценке Telecom Daily, порядок экосистем на российском рынке по размеру выручки на сегодняшний день выглядит так: «Яндекс», Google (YouTube Premium), «Сбер», МТС, Apple, Mail.ru Group и «Тинькофф».
Гендиректор «СберСпасибо» Андрей Писарев рассказал “Ъ”, что сейчас число активных клиентов подписки «СберПрайм», запущенной год назад, составляет 3,5 млн человек. Выручку от подписки в компании не раскрывают. «Тренд на комплексные подписки необратим и связан со стремительным ростом цифровых продуктов и изменением модели потребления, на которую повлияла и пандемия»,— добавил Андрей Писарев.
В МТС сообщили, что по итогам полугодия количество клиентов экосистемы компании увеличилось на 14%, до 7,4 млн человек. В VK (ранее Mail.ru Group) отказались от комментариев, в «Тинькофф» не ответили на запрос.
Аналитики J`son & Partners Consulting прогнозируют замедление прироста подписчиков в последующие годы у всех экосистем.
По их оценке, число пользователей всех экосистемных подписок в России по итогам 2021 года составит 21,7 млн, увеличившись на 35%.
В 2022 году рост составит уже 32%, до 28,6 млн, в 2023-м — уже 10%, до 31,5 млн, а в 2024–м — 7%, до 33,7 млн. Число клиентов «Яндекс.Плюса», по прогнозу, в 2022 году составит 12,2 млн, в 2023-м —12,7 млн, а в 2024-м — 13 млн человек.
Замедление базы уже происходит, платящая аудитория экосистем не бесконечна, говорит гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. В России, действительно, есть естественный предел по числу тех, кто может себе позволить подписки, соглашается заместитель гендиректора MediaHills Дмитрий Колесов. Но, по его оценке, этот предел — 65% всего населения и до него еще далеко.
«Все больше людей осознанно платит за контент»
Руководитель «Яндекс.Плюса» Андрей Гевак о том, что помогает и мешает подписке привлекать клиентов и почему она остается убыточной