Второй год эпидемии: поиск лекарства продолжается
Продолжаются исследования российского препарата для лечения COVID-19
В России и во всем мире ученые работают над созданием препаратов для профилактики и лечения инфекции COVID-19, вызываемой коронавирусом SARS-CoV-2. При этом специалисты не исключают, что в борьбе с этим заболеванием могут оказаться эффективными и уже существующие препараты. В частности, исследования показали, что препарат компании «Валента Фарм», применяемый для лечения и профилактики ОРВИ и гриппа, способен сокращать сроки течения COVID-19 и облегчать симптомы заболевания.
Многообещающие цифры
Как утверждают эксперты, на сегодня отсутствует «золотой стандарт» лекарственного препарата для этиотропной и патогенетической терапии новой коронавирусной инфекции.
Многие препараты, применяемые в России для лечения COVID-19, показывают свою клиническую эффективность, но при этом обладают значительными побочными эффектами. В частности, могут представлять опасность для тех, кто планирует беременность, в связи с угрозой возникновения патологий плода, противопоказаны детям и беременным, а также пациентам с хроническими заболеваниями (например, с почечной, печеночной недостаточностью).
Большинство ученых сходятся во мнении, что препарат для лечения пациентов с COVID-19 должен обладать не только противовирусной активностью, но и предотвращать развитие интенсивного воспалительного процесса в организме, который чаще всего и является причиной тяжелых осложнений, вызываемых вирусом SARS-CoV-2. Один из известных зарегистрированных препаратов, сочетающий противовирусное и противовоспалительное свойства, привлек внимание российских клиницистов, самостоятельно апробировавших его действие в рамках научного исследования.
В июне журнал Российского научного медицинского общества терапевтов (РНМОТ) «Терапия» опубликовал результаты инициативного клинического исследования по оценке эффективности и безопасности включения противовирусного препарата ингавирин в схему рекомендованной стандартной терапии COVID-19 в реальной клинической практике. Изучение препарата проводилось на базе одного из ведущих экспертных клинических центров Минздрава РФ — МГМСУ им. А. И. Евдокимова. В исследование были включены 80 пациентов стационара обоих полов в возрасте 18–75 лет с лабораторно подтвержденным диагнозом «COVID-19» средней тяжести, которое сопровождалось характерными двусторонними изменениями в легких, по данным компьютерной томографии, с необходимостью проведения кислородотерапии. Согласно результатам исследования, в группе пациентов, принимавших ингавирин в дополнение к стандартной терапии, доля субъектов с адекватной сатурацией и более не нуждающихся в кислородной поддержке была в два раза выше по сравнению с группой стандартной терапии к седьмым суткам лечения.
«Я озвучу цифры. В среднем на 62 часа (2,6 дня) быстрее наступала нормализация основных показателей: температуры, частоты дыхательных движений и сатурации — у больных в основной группе. Это очень важно. Чем дольше идет активная воспалительная реакция, тем больше вероятность цитокинового шторма. Мы как бы отодвигаем эту вещь,— подчеркивает один из авторов исследования, профессор МГСМУ им. А. И. Евдокимова, доктор медицинских наук, главный внештатный пульмонолог Минздрава РФ по Центральному федеральному округу, генеральный секретарь РНМОТ Андрей Георгиевич Малявин.— В основном к пятому дню четко у большинства больных реализовался лечебный эффект, заметный, отличный от тех больных, которые ингавирин не получали».
Авторы исследования отметили также сокращение приступов кашля к третьему дню лечения у 97,5% пациентов группы, принимавшей ингавирин во время исследования.
Почему препарат ингавирин стал одним из кандидатов на внесение в рекомендации при лечении больных COVID-19? Прежде всего благодаря доказанной эффективности при лечении широкого спектра респираторных вирусных инфекций, уникальному механизму действия и доказанному высокому профилю безопасности.
С 2007 года компанией «Валента Фарм» проведено десять клинических исследований препарата ингавирин, соответствующих мировым стандартам доказательной медицины, в том числе двойные слепые рандомизированные плацебо-контролируемые клинические исследования по оценке эффективности и безопасности. Стоит отметить, что все проведенные клинические исследования были разрешены Министерством здравоохранения, одобрены Советом по этике при Министерстве здравоохранения РФ и были проведены в соответствии с принципами Надлежащей клинической практики. Исследование безопасности препарата являлось обязательной целью каждого из клинических исследований. Всего в десяти клинических исследованиях приняло участие более 1,8 тыс. человек.
Вариации на иммунную тему
Многолетний опыт применения в реальной практике препарата, доказавшего свою эффективность и безопасность, с одной стороны, и ценный профиль фармакологических эффектов, с другой стороны, дали надежду ученым на то, что препарат также сможет помочь пациентам с COVID-19. Известно, что COVID-19 — это вирусное заболевание, передающееся воздушно-капельным путем. Однако COVID-19 отличается от других ОРВИ частым развитием гипервоспаления, которое способствует развитию гипоксии тканей и тромбообразованию, осложняя течение болезни. Поэтому управление вирусным воспалением рассматривается как одна из ключевых целей терапии пациентов с COVID-19, а стратегия «упреждающей противовоспалительной терапии» принята экспертами, разрабатывающими национальные клинические рекомендации по лечению новой коронавирусной инфекции.
Препарат ингавирин характеризуется несколькими действиями. Первое — противовирусное. Причем это реализуется на уровне рецепции интерферонов, что обеспечивает корректный ответ организма на вирусную инфекцию. У него также доказанное противовоспалительное действие, в том числе направленное на снижение основных провоспалительных цитокинов. Третье действие — цитопротекторное — так Андрей Малявин объясняет действие препарата ингавирин на организм.
Как поясняет доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник ФГБУ «НИИ гриппа им. А. А. Смородинцева» Андрей Егоров, изучая механизм действия препарата в целом ряде экспериментов в лаборатории, он и его коллеги из Медицинского университета Вены поняли, что ингавирин не является индуктором интерферона, как многие другие известные препараты. В ходе исследований было обнаружено, что ингавирин повышает чувствительность клеток к способности распознавать вирусную инфекцию. То есть вирусы подавляют систему врожденного иммунитета, а ингавирин ее в этом плане восстанавливает. При этом препарат не вызывал выработку интерферона в здоровых клетках. Он воздействовал на клетки, которые заражены вирусом, и эти клетки начинали реагировать так, как будто вирус не в состоянии подавить их систему врожденного иммунитета.
«Тогда мы сделали первый вывод, что ингавирин может работать на стадии инкубационного периода. Именно на той стадии, когда происходит соревнование подавляющих механизмов вирусной инфекции и системы врожденного иммунитета,— продолжает Андрей Егоров.— И в этом "перетягивании каната" ингавирин работает на стороне системы врожденного иммунитета: она становится более чувствительной к образам патогенов и включает синтез противовирусных белков в клетках».
После проведения еще одной серии опытов было обнаружено следующее: при заражении клеток вирусом происходит выброс провоспалительных цитокинов, которые могут провоцировать воспаление на уровне организма. Но если эти клетки обрабатывались вместе с вирусом молекулами ингавирина, то наблюдалось существенное снижение этих медиаторов воспаления. То есть препарат демонстрировал выраженное противовоспалительное действие.
«Таким образом, ингавирин обладает двойным механизмом действия,— заключает Андрей Егоров.— Препарат, с одной стороны, в момент инкубационного периода повышает чувствительность клеток к распознаванию образов патогенов, а с другой стороны, на фоне развернутой инфекции способен блокировать некоторые элементы воспалительных реакций, обладая противовоспалительным действием».
Положительные результаты, полученные в завершенном инициативном исследовании, позволяют проводить дальнейшее изучение препарата ингавирин на больших выборках пациентов для более глубокого понимания возможностей препарата в отношении лечения новой коронавирусной инфекции. Компания «Валента Фарм» уже получила разрешение Минздрава РФ на проведение многоцентрового рандомизированного двойного слепого плацебо-контролируемого исследования применения препарата ингавирин у пациентов с COVID-19 с участием 290 пациентов, которое сейчас проводится на базе десяти российских исследовательских центров.
В компании «Валента Фарм» подтвердили, что разрешение на проведение клинического исследования действует до 2023 года. В данный момент клиническое исследование III фазы ИНГ-03–05–2020 по оценке эффективности и безопасности препарата ингавирин у пациентов с COVID-19 находится в стадии набора пациентов, и компания планирует закончить его в начале 2022 года.