Строительная техника продается с колес
Но подержанные машины тормозят реализацию новых
Продажи отечественной дорожно-строительной техники (ДСТ) в январе—сентябре увеличились почти на треть. Рост показывает и рынок в целом за счет дорожного строительства, роста цен на уголь и укрепления рубля. Но даже активный спрос и законтрактованность у иностранных игроков не позволили загрузить заводы РФ: этому мешает сегмент восстановленных подержанных машин.
В январе—сентябре продажи отечественной ДСТ выросли на 30%, до 37 млрд руб., подсчитали в «Росспецмаше». Объем выпуска заводов увеличился на 27%, до 38 млрд руб. В Минпромторге сообщили “Ъ” о росте производства и отгрузок ДСТ на 30%. В штуках за девять месяцев в 2,5 раза увеличились отгрузки кранов-трубоукладчиков, мини-погрузчиков — на 75%, бульдозеров — на 28%, автокранов — на 23%, автогрейдеров — на 22%, экскаваторов-погрузчиков — на 16%.
Отложенный спрос продолжает влиять на рынок ДСТ в целом, а большую роль для отечественных игроков играет господдержка, говорят в «Росспецмаше».
С этим соглашается Дмитрий Бабанский из SBS Consulting, добавляя, что в потребляющих секторах сейчас оптимистические настроения и конъюнктура позволяет закупать технику. При этом динамику все еще сдерживает рост цен на металл и рост себестоимости на этом фоне.
Техника сегодня пользуется большим спросом, поэтому все уходит почти с колес, подтверждает Михаил Маклаков из John Deere. Он отмечает эффект отложенного спроса, но говорит и о росте дорожного строительства. Кроме того, с осени курс доллара понижался, что положительно повлияло на объем продаж спецтехники в третьем квартале, добавляют в «Мантрак Восток».
Юта Кацушима из Hitachi отмечает и увеличение спроса со стороны горнодобычи на фоне «беспрецедентного роста» цен на уголь. Так, спрос на горные экскаваторы Hitachi увеличился более чем вдвое. По итогам года он ожидает роста рынка на 40%.
«Вопрос в том, смогут ли производители в полной мере удовлетворить растущие потребности клиентов в новой технике, когда ситуация с поставками машин и комплектующих остается нестабильной»,— уточняет Юта Кацушима.
Глава Volvo CE в России и СНГ Андрей Комов также отмечает дефицит чипов, других комплектующих и материалов, считая, что «к этому уже пора относиться не как к сбою в цепочке, а как к новой реальности». Он добавляет, что даже при 50-процентном росте продаж в 2021 году сегмент будет далек от насыщения.
В ОМГ говорят, что техника законтрактована по ноябрь включительно, а по экскаваторам-погрузчикам и автогрейдерам принимают заказы уже на 2022 год. За восемь месяцев рынок ДСТ по номенклатуре продукции, входящей в портфель компании, вырос на 53%, а с учетом традиционно высокого спроса на строительную технику в четвертом квартале показатель по итогам года «вряд ли уменьшится». Наблюдается дефицит экскаваторов-погрузчиков, гусеничных экскаваторов, индустриальных перегружателей из-за нехватки импортных комплектующих из Индии, Китая и Европы, добавляют в ОМГ.
Однако в «Росспецмаше» уверяют, что российские заводы готовы наращивать объемы. Частично, отмечают там, спрос может перетягивать восстановленная техника:
«Одна из центральных проблем для отечественных заводов — рост выпуска в обращение контрафактных и восстановленных машин, фальсифицированных компонентов».
В ассоциации говорят, что с июня отменен госконтроль в отношении спецтехники и ее компонентов, а сертификацию стали проводить коммерческие структуры.
Статистики продаж восстановленных машин нет, но проблема особенно актуальна для бульдозеров, тракторов, гусеничных кранов, уточняет Вячеслав Пронин из «Росспецмаша»: сертификат может выдаваться только на машину из новых компонентов, но «на практике ситуация иная». Сегмент восстановленных машин существует, но в условиях отсутствия статистики тяжело оценить его масштабы, отмечает Дмитрий Бабанский. По его словам, проблема актуальна для отдельных сегментов: так, восстановленный башенный кран стоит 30–40% от цены нового, и такая техника «наверняка перетягивает спрос».