Пассажирам накинули по рублику
Агрегаторы такси начали вводить сервисный сбор
Агрегаторы такси и сервисы доставки еды начали вводить сборы, оплачиваемые пользователями. Как выяснил “Ъ”, сервисный сбор появился у «Ситимобила», а до этого — у Delivery Club и «Яндекс.Еды». Компании стали требовать доплаты у потребителей для улучшения своей экономики и выхода на прибыльность, объясняют эксперты. Хотя тот же «Ситимобил» и получит дополнительно несколько сот миллионов рублей ежеквартально, но вряд ли это поможет сервису быстро улучшить финансовые показатели.
“Ъ” ознакомился с письмом «Ситимобила», где агрегатор уведомляет своих партнеров о внедрении сервисного сбора с каждого заказа. Сбор в размере 1–4,5 руб. будет включен в стоимость поездки, пояснили “Ъ” в пресс-службе компании. Там добавили, что это «необходимое решение в условиях роста нагрузки на всю инфраструктуру», а средства будут направлены на развитие сервиса.
В агрегаторе говорят, что не стали вводить сбор в виде процента от стоимости поездки, так как фиксированная сумма уменьшит размер сбора.
«Это не отразится на доходах непосредственно водителей»,— уточняют в компании. Там отмечают, что такой сбор есть как у зарубежных сервисов, например Lyft и Uber, так и у «Яндекс Go».
По собственным данным, во втором квартале через «Ситимобил» было совершено более 50 млн поездок. Исходя из этого, только за три месяца поступления агрегатора от сервисного сбора могут составлять 50–225 млн руб.
«Ситимобил» (входит в СП Сбербанка и VK) вместе с «Яндекс.Такси» — одни из крупнейших участников рынка агрегаторов такси, объем которого по итогам 2021 года, по оценкам HSBC, составит 866 млрд руб. Оборот «Яндекс.Такси» во втором квартале этого года во всех странах присутствия составил 134,9 млрд руб., у «Ситимобила» — 15,4 млрд руб. за тот же период.
Агрегаторы такси зарабатывают в основном на комиссии. В «Яндекс.Такси» сообщили, что сбора с пользователей у них нет. Компания взимает «плату за программное обеспечение» с каждого заказа с таксопарков. Размер комиссии у агрегатора отличается в зависимости от региона и тарифа и в среднем составляет около 20% от стоимости поездки. Там говорят, что эффективная комиссия (то есть то, что зарабатывает «Яндекс.Такси») вдвое ниже, так как компания направляет полученные средства и на субсидии водителям.
Комиссии в «Ситимобиле» также вариативны и составляют от 10–20% после вычета НДС, а эффективная комиссия — вдвое меньше. В DiDi сообщили, что у них нет никаких сборов, кроме комиссии в размере от 9,5% до 18%.
Сервисный сбор в этом году также начал появляться и у крупнейших сервисов доставки готовой еды и продуктов — «Яндекс.Еды» (29 руб. за заказ) и Delivery Club (от 1 до 29 руб.).
«Это общемировая практика для многих сервисов, оказывающих услуги. Например, он взимается при бронировании авиабилетов или гостиниц»,— отмечают в пресс-службе «Яндекса».
Сервисы заказа такси и еды исторически активно субсидировали своих партнеров и направляли существенные средства на продвижение, отмечает старший аналитик банка «Уралсиб» Константин Белов. «Поэтому сейчас за счет введения новых сборов идет адаптация к более экономически оправданной модели»,— считает он. По мнению аналитика ГК «Финам» Леонида Делицына, стимулировать компании на такие шаги могут их инвесторы, ориентирующиеся на практики похожих сервисов.
Решение не повышать тарифы, а ввести новый сбор продиктовано опасениями негатива со стороны клиентов, полагает господин Белов. В любом случае нынешняя ставка кардинально не решит вопрос убытков сервиса на текущем этапе, считает аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов.
Глава комитета по вопросам пассажирских перевозок Московской торгово-промышленной палаты Богдан Коношенко считает важным донести до водителей, что деньги берутся не с них, а с пользователей сервиса. По его словам, для последних сбор пройдет незамеченным, а вот водители реагируют на любые повышения болезненно.
Впрочем, сейчас водители такси, сотрудничающие с агрегаторами, начали «зарабатывать нормально», добавляет эксперт. По его словам, рост заработков подстегнули повышение тарифов, например со стороны «Яндекс.Такси», и нехватка водителей.
Обновление. После выхода публикации в пресс-службе «Ситимобил» сообщили, что сервисный сбор будет списываться с партнеров сервиса, то есть таксопарков, а не пользователей.