В «Транснефти» завис Microsoft
Регулятор заблокировал IT-закупку госкомпании
Минцифры запретило «Транснефти» закупать софт Microsoft на 600,9 млн руб. Это произошло после жалобы Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий (ЦКИКТ), который заметил, что «Транснефть» до сих пор вообще не использует отечественный софт и не согласовала план по импортозамещению. В корпорации уверяют, что не планировали внедрять новые продукты Microsoft, а закупали техподдержку уже работающих решений.
Глава Минцифры Максут Шадаев написал президенту ПАО «Транснефть» Николаю Токареву письмо о недопустимости закупки госкомпанией программного обеспечения (ПО) Microsoft на 600,9 млн руб., рассказали “Ъ” в пресс-службе министерства. На эту закупку обратил внимание ЦКИКТ в письме в Минцифры от 13 октября (есть у “Ъ”). В нем сказано, что условия закупки исключают приобретение иного ПО, кроме Microsoft, и «покупка усугубит разрыв между планом компании по импортозамещению и реальной ситуацией».
ЦКИКТ создан в 2016 году для решения проблем импортозамещения в сфере IT. Согласно постановлению правительства, принятому в 2015 году, госзаказчики должны в первую очередь закупать продукты из реестра российского ПО, а при отсутствии полного аналога — обосновать невозможность соблюдать запрет на иностранное ПО.
В «Транснефти» отечественный софт не используется вообще, тогда как в соответствии с планом, согласованным ЦКИКТ в 2019 году, в 2021-м компания должна была внедрить от 30% до 80% отечественного ПО в зависимости от его категории, утверждается в письме. Кроме того, «Транснефть» не согласовала стратегию цифровой трансформации и план импортозамещения до 2024 года: 18 октября документ отправили на доработку. «Помимо импортозамещения возникли вопросы относительно отсутствия электронного взаимодействия с подрядчиками и прозрачного доступа к информации о транспортировки нефти»,— рассказал директор ЦКИКТ Илья Массух.
Закупка Microsoft направлена не на приобретение нового ПО, а на техподдержку уже работающих операционных систем для установки обновлений безопасности и устранения ошибок в работе, пояснили “Ъ” в «Транснефти».
Компания провела дополнительный анализ потребности в ПО Microsoft, она сокращена в несколько раз по сравнению с прошлой закупкой, отметили в «Транснефти». Там добавили, что компания планирует «системный переход на преимущественное использование российского ПО» и организовала тестирование совместимости отечественных систем с существующими от Microsoft.
ЦКИКТ предложил запретить «Транснефти» закупку любого иностранного ПО до 2024 года и обязать ее соблюдать порядок обоснования невозможности закупки отечественного. Аналогичная мера есть во втором пакете мер поддержки IT-отрасли, утвержденном правительством 14 сентября. «Речь идет об организации внешнего аудита закупок госкомпаний, так как сегодня обоснования невозможности соблюдения запрета на закупку иностранного софта проходят контроль лишь внутри компаний»,— говорит Илья Массух.
Представленное «Транснефтью» обоснование закупки продуктов Microsoft вызвало сильный резонанс среди вендоров, в частности, потому, что российское ПО из реестра называлось «неконкурентоспособным» по функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам, рассказал исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» Ренат Лашин.
Впрочем, впоследствии госкомпания заменила эти эпитеты на «несовместимость» российских решений с используемыми системами, работающими на Microsoft, уточнил он.
Основной механизм регулирования импортозамещения в госкомпаниях — директивы правительства, а в госорганах — национальный режим закупок в рамках закона «о контрактной системе», отмечает исполнительный директор компании «Киберпротект» Елена Бочерова. «Спорные закупки иностранного ПО бывают и там и там, привести правила к общему знаменателю было бы правильно»,— считает она. Но следовало бы добавить и открытости планам цифровой трансформации госкомпаний, добавляет эксперт: разработчикам трудно оценить ход их выполнения и учитывать в развитии продуктов.