«Дефицит машин и рост цен не самая большая проблема для лизинговых компаний»
В условиях турбулентности в экономике крупнейшие лизингодатели наращивают объемы и количество сделок
Генеральный директор Группы «Газпромбанк Лизинг» Максим Калинкин рассказал в интервью “Ъ” о главных итогах и ставках на рынке корпоративного и розничного лизинга, а также о перспективах развития компании.
— Группа «Газпромбанк Лизинг» в первом полугодии заняла первое место на рынке лизинга в России по объему нового бизнеса. Намерены ли вы сохранить эту позицию по итогам трех кварталов и до конца 2021 года?
— Не скрою, достигнутый результат очень приятен, но стать первыми на рынке и удерживать эту позицию во что бы то ни стало для нас не самоцель. Безусловно, прирост объемов — это один из ключевых показателей для лизингового бизнеса, но во главе угла этой работы стоит качество лизингового портфеля. Особенно сейчас, когда стало известно о вводе нового локдауна.
Наблюдая за рынком, мы видим, что наши конкуренты очень активно начали наращивать темпы — об этом свидетельствуют объемы заключенных сделок в последние несколько недель. Но и мы, и наш акционер больше заинтересованы в качественном и устойчивом бизнесе, нежели в наращивании портфеля только ради объемов. В тройке лидеров рынка мы вне всяких сомнений останемся, и я не ставлю своим сотрудникам задачу сохранить первое место в рэнкинге.
Тем не менее результат по итогам девяти месяцев 2021 года показал еще большую динамику прироста бизнеса входящих в нашу группу лизинговых компаний, а третий квартал превзошел все наши ожидания. В результате новый бизнес Группы «Газпромбанк Лизинг» вырос на 157% по итогам девяти месяцев 2021 года по сравнению с тем же периодом прошлого года и достиг 177,5 млрд руб. (с НДС, по предварительным данным). Скажу также, что, достигнув первого места на рынке среди более чем 100 лизинговых компаний в первом полугодии, мы пересмотрели среднегодовой план продаж и увеличили его на 50%. Обновленный план практически полностью выполнен уже по итогам третьего квартала.
В то же время мы очень реалистично смотрим на ситуацию. Рост не может быть бесконечным, поэтому на первом плане — качество и надежность лизингового портфеля.
— Рост сейчас наблюдается во всех сегментах рынка?
— На удивление хорошо показывает себя корпоративное направление бизнеса. И хотя, как мы знаем, крупные промышленные предприятия еще не полностью восстановили свои допандемийные объемы (даже 2019 года), но и в этом сегменте мы видим плюс 50% к ранее установленному плану.
В розничном бизнесе по итогам полугодия мы стали лидером рынка по лизингу легкового автотранспорта и укрепили свои позиции в сегменте коммерческого автотранспорта в целом. Несмотря на то что продажи автомобилей в России падают уже третий месяц подряд, объемы лизинговых сделок с автотранспортом либо остаются на том же уровне, либо увеличиваются. Сентябрь, например, для нашей компании стал вообще рекордным по объемам сделок автолизинга.
— Как ваша компания реагирует на проблему дефицита автотранспорта и рост цен?
— Дефицит машин и рост цен — это не самая большая проблема для лизинговых компаний. Да, по некоторым маркам автомобилей договор лизинга контрактуется с поставкой машины уже на май—июнь 2022 года. Со всей очевидностью через некоторое время — возможно, уже этой весной или даже раньше — это снова выльется в отложенный спрос, который мы вполне сможем обеспечить. Поэтому нам на это грех жаловаться.
Но сама по себе ситуация, когда поставку оплаченного автомобиля нужно ждать по полгода, для всех необычная. Ко всем прочим трудностям, связанным с локдаунами, нарушением цепочек поставок, ростом цен на металл, топливо и электроэнергию, добавляется еще и глобальная нехватка полупроводников.
— Неужели это уже сказывается и на нашем рынке?
— Приведу простой пример того, что происходит. Некоторые автомобили, в том числе премиум- и бизнес-классов, поступают в продажу только с одним ключом в комплекте вместо двух. Вроде бы мелочь, а риски для пользователя оказываются очень большие. Ведь если с единственным ключом что-то случится, то дилер в России не сможет сразу выдать клиенту замену. Ключ придется заказывать у производителя, а потом ждать доставку в Россию, но точные сроки гарантировать никто не сможет. И это в целом характеризует проблемы, которые приходится решать сегодня на рынке автолизинга. Причем надо отметить, что описанный кейс не проблема продавца. Это проблема всего мирового авторынка.
— В сегменте грузовых и коммерческих автомобилей ситуация аналогичная?
— Если говорить о дефиците техники — да. Сейчас даже поставки наиболее востребованных отечественных машин можно заказать с поставкой в апреле 2022 года. Но это скорее связано с тем, что сейчас очень резко вырос спрос на коммерческую и строительную технику и продолжает увеличиваться.
Грузовик или самосвал может стоить 10 млн руб. и больше, и найти такую сумму «в моменте» клиенты не всегда в состоянии. В этой части очень хорошим подспорьем для клиентов стали программы господдержки Минпромторга России, и мы, как и весь рынок, ждем возобновления финансирования по ним в 2022 году. Хочу подчеркнуть, что мы, как крупная и ответственная лизинговая компания, абсолютно все средства бюджета в полном объеме транслируем нашим клиентам в виде первоначальной скидки на аванс. Совокупный объем сделок Группы «Газпромбанк Лизинг» с использованием субсидий достиг 114 млрд руб., а объем транслированных субсидий через нашу Группу превысил 7,3 млрд руб.
— Волатильность цен сейчас наблюдается практически на всех отраслевых рынках. Что происходит со ставками на лизинг?
— Ценовая конкуренция сейчас очень высокая. Разумеется, для каждого из сегментов, в которых работают компании Группы «Газпромбанк Лизинг», разработана отдельная риск-политика, и подход к ценообразованию различается.
Если это крупные корпоративные клиенты, в том числе клиенты нашего материнского банка, то с ними мы работаем по единой ценовой линейке Группы. Любой клиент, пришедший в банк или в его дочерние компании за кредитом, лизингом или иной услугой, получает единую ставку фондирования по всем финансовым продуктам Газпромбанка. Это, в частности, помогает нам избежать внутренней конкуренции за клиента в периметре группы. В последнее время, следуя этой единой политике Газпромбанка, большинство наших новых контрактов заключены по ставке, привязанной к ключевой ставке Банка России.
— А что с ценами в рознице?
— Что касается ставок в рознице, то здесь наша позиция абсолютно рыночная. Мы понимаем, что в этом сегменте покупатель, как правило, голосует рублем, но мы никогда не демпинговали и делать этого не собираемся. Мы пытаемся удержать клиента за счет предоставления целого ряда дополнительных услуг и формирования уникального позитивного опыта общения с компаниями Группы «Газпромбанк Лизинг». Ставка ставкой, но иногда клиенту гораздо важнее качество сервиса, чем десятая доля процента по ставке.
Например, с 19 октября стартовала программа обучения по теме новых стандартов учета лизинговых и арендных операций ФСБУ 25 (вводятся в России с 1 января 2022 года.— “Ъ”). Это эксклюзивный и, самое главное, бесплатный курс обучения клиентов и партнеров Группы «Газпромбанк Лизинг» и Газпромбанка. Мы получили более 800 регистраций и уже по истечении первых трех дней обучения фиксируем только позитивные отклики. Нам важно, чтобы клиент заранее подготовился к изменению в законодательстве и в целом был готов к любой рыночной ситуации.
Такой подход, на мой взгляд, позволяет Группе «Газпромбанк Лизинг» сохранять высокую долю повторных клиентов, что для любой лизинговой компании очень хороший показатель. Мы очень рады, что по последнему NPS-опросу, который мы регулярно проводим, уровень удовлетворенности крупных корпоративных клиентов услугами «Газпромбанк Лизинга» превысил 90%, и мы этим очень дорожим. Ведь довольный клиент — это и есть качество лизингового портфеля.