Рост в тепличных условиях
Влияние государства в отрасли АПК позволило рынку сельхозтехники избежать кризиса
На протяжении всей пандемии, которая привела к бурным переменам практически во всех отраслях экономики, сегмент лизинга сельхозтехники стал настоящим «островком стабильности» для его основных участников. Объемы производства, прямых продаж и лизинга тракторов, комбайнов и большинства видов несамоходных машин увеличиваются второй год подряд, показывая уверенный двукратный рост. Влияние государства на стратегический для страны сектор экономики позволило оградить отрасль АПК практически от всех негативных факторов, которые сильно повлияли на другие промышленные рынки, позволив этому сегменту органично развиваться.
По данным агентства «Эксперт РА» за первое полугодие 2021 года, объем нового бизнеса российских лизинговых компаний в сегменте сельскохозяйственной техники и скота вырос почти вдвое в сравнении с аналогичным прошлогодним результатом — с 22 млрд до 43 млрд руб., а еще год назад этот рынок вырос еще на треть с 14 млрд руб. Таким образом, за последние два года этот сегмент в денежном выражении вырос более чем в три раза, а его доля в общем объеме нового бизнеса лизинговых компаний увеличилась почти в 2,5 раза, с 1,9% до 4,5%, следует из статистики агентства.
В последние месяцы, по словам участников рынка, продажи продолжают увеличиваться, и нет никаких оснований полагать, что наметившийся тренд сменится на противоположный. В период самых массовых и жестких противоэпидемических ограничений весной 2020 года АПК стал одной из немногих сфер экономики, на которые эти ограничения не распространялись. Это привело к тому, что и последствий от этих ограничений — в виде расходов на консервацию и последующий перезапуск бизнеса, убытков от прекращения продаж готовой продукции, массовых нарушений сроков поставок сырья и готовой продукции и прочих известных проблем — в отрасли не было.
В силу того, что в 2020 году продажи и поставки техники не прекращались, рынок продаж сельхозтехники не столкнулся и с эффектом отложенного спроса во второй половине 2020 года, тогда как, например, на авторынке лавина желающих приобрести автомобиль прошлой осенью захлестнула практически все автозаводы, которые не справляются с объемом спроса до сих пор (см. материалы на стр. 13–14). Это предотвратило чрезмерную нагрузку на производителей сельхозтехники, которые продолжали плановые поставки и инвестиции в развитие производства, что позволило им успешно удовлетворять стабильно растущий спрос.
В результате отечественное сельхозмашиностроение продолжило уверенно наращивать производство. По данным аналитической компании «АСМ-Холдинг», выпуск самоходной сельхозтехники в России в первом полугодии нынешнего года вырос почти на 22% в сравнении с аналогичным показателем прошлого года, в том числе выпуск тракторов увеличился на 40%, до 3,97 тыс. штук, зерноуборочных комбайнов — на 11%, до 4,07 тыс. единиц (незначительно сократилось лишь производство кормоуборочных комбайнов). Выпуск прочей несамоходной сельхозтехники (плуги, бороны, сеялки, косилки и др.) вырос в среднем в 1,5 раза, свидетельствуют данные «АСМ-Холдинга».
При этом спрос на сельхозтехнику в России вырос почти на треть. По официальным данным Минсельхоза России по объемам реализации сельхозтехники, в первом полугодии нынешнего года в стране было приобретено 12,1 тыс. единиц самоходной сельхозтехники, что почти на 33% больше, чем год назад, причем спрос как на тракторы, так и на комбайны показывают синхронную динамику. На лизинговые компании приходится 21% от этого объема, сообщили “Ъ” в компании «Росагролизинг» (принадлежит РФ в лице Минсельхоза России), где доля поставок самого «Росагролизинга» составила 53%, а остальное обеспечили другие лизингодатели, работающие на российском рынке.
В компании отмечают, что стабильность на рынке обеспечена за счет грамотной и обильной господдержки всей отрасли сельского хозяйства в России, в том числе ее важной частью — льготными программами «Росагролизинга». «Правительство и Минсельхоз России предоставляли значительную финансовую поддержку фермерам, как прямую, так и косвенную, что позволило предприятиям АПК нормально отработать прошлый сезон, успешно реализовать свою продукцию на рынке, получить прибыль и инвестировать в развитие производства, в том числе в закупки необходимой техники на следующий сезон»,— констатирует Александр Калмыков, руководитель департамента стратегических инициатив и взаимодействия с госструктурами «Росагролизинга». В сочетании с льготами от «Росагролизинга» у предприятий АПК в эти два года, по сути, «не было никаких проблем с финансированием закупок техники», что и привело к органическому росту спроса и закупок, добавил он.
Позитивное влияние на рынок сельхозтехники оказала и господдержка машиностроения в России. Большинство отечественных заводов и иностранных предприятий, локализовавших производство сельхозтехники в РФ, активно используют меры прямой бюджетной поддержки Минпромторга России, предоставляемой по постановлению правительства №1432 (с 2013 года субсидия в размере 10–15% от цены техники предоставляется при условии ее продажи покупателю с аналогичной скидкой). «В условиях этой программы также заложены предельные темпы роста цен на технику на каждый год, поэтому производители максимально стараются не выйти за эти пределы, чтобы сохранить доступ к компенсациям. Кроме того, у крупных компаний, в том числе у "Росагролизинга", заключены специальные ценовые соглашения с заводами-производителями, которые тоже делают все возможное, чтобы выдерживать их условия»,— отмечает господин Калмыков.
Впрочем, глобальный кризис в мировом машиностроении, связанный с нарушением цепочек поставок комплектующих, локдаунами на производствах, ростом цен на металл и дефицитом полупроводников, конечно, влияет на сельхозмашиностроение, но в гораздо меньшей степени, чем на другие сегменты. По данным аналитиков «Росагролизинга», рост цен на технику по портфелю компании в среднем за год не превысил 10%. «Бюджет программы №1432, как обычно, к концу года уже исчерпан, поэтому мы не исключаем какого-то удорожания техники в течение нескольких месяцев. Но резких всплесков и затяжных периодов роста цен на продукцию машиностроителей в нашем сегменте, таких как, например, на авторынке, мы не ожидаем»,— прогнозирует Александр Калмыков.
Более того, производители не смогут получить сверхдоходы за счет роста цен из-за специфики рынка сельхозтехники: если цена на трактор или комбайн резко увеличится, то фермер просто откажется от обновления парка и будет эксплуатировать старый. Сезонность бизнеса в АПК предполагает достаточно длинный период простоя сельскохозяйственных машин, в течение которого можно спокойно отремонтировать технику и подготовить ее к очередному этапу полевых работ, а проблем с запчастями и техническим облуживанием выпускаемых в продажу машин сегодня не наблюдается, отмечают в «Росагролизинге».
Тем не менее дефицит техники уже вполне сопоставим с ситуацией на авторынке: по отдельным номенклатурам сельхозмашин сроки поставок по заключенным договорам составляют от нескольких месяцев до полугода. Спрос уже действительно превышает предложение производителей, но, в отличие от того же автопрома, на рынке сельхозтехники это не было неожиданностью и не стало большой проблемой. «Предчувствуя возможные перебои с поставками и флуктуации объемов предложения на рынке, "Росагролизинг" еще в прошлом году запустил специальную акцию "раннее бронирование", благодаря которой фермеры смогли заранее зарезервировать требующуюся на следующий сезон технику, а производители — получить оплаченный заказ на несколько месяцев вперед. Это позволило избежать сезонных колебаний спроса на технику и дало возможность спокойно спланировать производственный план как самим аграриям, так и машиностроителям»,— добавили в «Росагролизинге».
Стабильный рост производства и продаж на рынке в течение столь долгого периода позволяет отечественным заводам продолжать импортозамещение и восполнять лакуны в номенклатуре производимой в России сельхозтехники. Например, компания «ОМГ СДМ», входящая в холдинг «Объединенная машиностроительная группа» Дмитрия Стрежнева, при финансовой поддержке Минпромторга России в текущем году запустила в серию телескопические погрузчики, ранее выпускавшиеся только зарубежными производителями. В «Росагролизинге» подчеркнули, что одним из первых покупателей новой отечественной техники стал агрохолдинг «Троицкое», получивший ее в лизинг по льготной программе компании.