Ливан ждет зажигательная кампания
Парламент страны решил приблизить дату выборов
Парламент Ливана определился с датой выборов. Голосование состоится в конце марта — почти на два месяца раньше последнего срока, отведенного законом. Решение принято не единогласно. Против выступил зять президента, глава христианского Свободного патриотического движения Джебран Басиль. Однако премьер-министр Наджиб Микати обещает сделать все возможное для успешного проведения голосования. В его интересах положить конец политической и экономической неопределенности, в которой оказался Ливан.
Палата депутатов Ливана проголосовала большинством голосов за проведение выборов в законодательный орган 27 марта 2022 года. Выборы в 2018 году проходили в мае, и, согласно закону, нынешние могли бы состояться примерно на два месяца позже. Зять президента Ливана и глава христианского Свободного патриотического движения Джебран Басиль не согласился с решением большинства депутатов. Он сослался на неблагоприятный метеорологический прогноз на март, который, по его мнению, может снизить явку в горных — христианских — районах страны, особенно в условиях постоянных перебоев с электричеством и топливом. Кроме того, господин Басиль напомнил: новая дата приходится на Великий пост, что также может снизить явку на выборы христиан.
Недовольство Джебрана Басиля объясняется еще и тем, что ему не удалось добиться дополнительных парламентских мест, зарезервированных под ливанцев, живущих за рубежом, а также квот для женщин.
Ливанская диаспора впервые получила право голоса в 2018 году, и многие политики в стране опасаются, что ее активность может поменять расклад сил в стране в пользу прозападных партий. По последним подсчетам, ливанская диаспора насчитывает около 16 млн человек, тогда как все население страны не превышает 6 млн человек. Уже сейчас в соцсетях началась активная кампания, призывающая ливанцев за рубежом зарегистрироваться для участия в голосовании. Сделать это можно до 20 ноября. Джебран Басиль намерен оспорить решение своих коллег по парламенту. Но на все возражения господина Басиля ответил премьер-министр Наджиб Микати. «Мы проголосовали и завершили заседание»,— сказал он.
Официальная версия переноса голосования на более ранний срок — нежелание проводить избирательную кампанию в священный для мусульман месяц Рамадан, который в 2022 году начнется 2 апреля. Но есть и другие причины. Не в интересах премьера Микати, чье правительство было утверждено только в конце сентября, затягивать период неопределенности в стране. Сразу после парламентских выборов все члены кабинета министров получат приставку и. о., но фактически действующее правительство можно считать временным уже сейчас — слишком небольшой срок остался у него для работы, которая и без того, не успев начаться, фактически сразу застопорилась. Министры, связанные с шиитскими движениями «Хезболла» и «Амаль», намерены бойкотировать заседания правительства, тем самым выражая протест в связи с действиями судьи Тарека Битара, который ведет расследование по делу о взрыве в порту Бейрута в августе прошлого года и настаивает на снятии судебного иммунитета с ряда политиков.
Отсутствие нормальной работы правительства может вызвать проблемы с реализацией международных программ помощи Ливану. Неизвестно, сможет ли Наджиб Микати успеть согласовать план финансового оздоровления экономики страны с Международным валютным фондом, да и вопрос, захотят ли зарубежные спонсоры выделить деньги Ливану в условиях, когда нет ясности, какое правительство будет сформировано по итогам выборов.
Впрочем, пока неизвестно, как быстро после подсчета голосов у Ливана появится новый кабинет министров. Предыдущий опыт показывает, что процесс может затянуться на несколько месяцев, если не на целый год. От расклада сил в парламенте будет зависеть многое, и не только состав правительства, но и имя будущего президента, которого должны будут избрать депутаты. Срок полномочий Мишеля Ауна истекает в октябре следующего года. В прошлый раз на согласование кандидатуры президента ушло 2,5 года.
Больше самих политиков положить конец неопределенности мечтают простые граждане. «Чем ближе к парламентским выборам, тем больше неприятностей»,— говорят ливанцы.
Многие считают, что старт избирательной кампании был дан уже на прошлой неделе, когда в Бейруте неизвестные обстреляли сторонников шиитских движений «Хезболла» и «Амаль». Тогда погибли семь человек, более 30 — пострадали. Шииты возложили ответственность за происшедшее на христианское движение «Ливанские силы» во главе с Самиром Джааджаа.
В понедельник ливанцы с нетерпением ожидали первого после боя в Бейруте публичного выступления лидера «Хезболлы» шейха Хасана Насраллы. К их радости, оно оказалось не слишком воинственным. Главный его посыл: «Хезболла» не заинтересована в гражданской войне, то есть немедленной мести ждать не стоит, но и ущемлять свои интересы шиитское движение не позволит. Хасан Насралла впервые назвал число бойцов «Хезболлы». По его словам, это 100 тыс. против 15 тыс. в распоряжении «Ливанских сил». «Сиди тихо!» — сказал он, обращаясь к Самиру Джааджаа. Видимо, в знак протеста против такого заявления один из депутатов от «Ливанских сил» пришел во вторник на заседание парламента вооруженным, вызвав возмущение коллег. «Это только начало»,— опасаются далекие от политики ливанские обыватели. Но таких немного. Население Ливана очень политизировано.