Гражданам помогут с зелеными

Спрос на ESG-активы стимулируют льготами

Госдума в ближайшее время может заняться разработкой налоговых льгот для физлиц, владеющих ESG-активами (с экологической или социальной составляющей). Такая мера будет способствовать росту розничного спроса на финансовые продукты, привязанные к показателям ESG. Сейчас он формируется за счет продвижения крупнейшими банками, игроки за пределами топ-20 интереса не проявляют из-за неочевидной маржинальности и недоверия к теме в целом. Эксперты уверены, что процесс сдвинется только с введением мер господдержки.

Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков сообщил “Ъ”, что в ближайшее время будет обсуждаться вопрос о введении льгот по налогу на доходы физлиц (НДФЛ) для розничных инвесторов, владеющих зелеными активами: «Если страна планирует идти по пути зеленой экономики, то представителям законодательной власти совместно с ФНС и Минфином необходимо проработать вопрос налоговых преференций для населения при их использовании». В Минфине и ФНС на запросы “Ъ” не ответили.

ESG-продукты — финансовые инструменты, посредством которых привлекаются средства, направляющиеся на цели устойчивого развития. Розничные ESG-продукты разработаны специально для физлиц. Это могут быть как инвестиционные продукты (например, зеленые облигации), так и кредитные продукты (например, льготные кредиты для пенсионеров или бывших детей-сирот), это могут быть банковские карты из перерабатываемого пластика, а также специализированные сервисы с экологической или социальной составляющей.

При наличии привлекательных налоговых льгот на владение ESG-инструментами (например, возмещение НДФЛ) спрос на такие продукты в розничном сегменте может значительно вырасти, полагает старший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Руслан Коршунов. Пример — ИИС (возврат НДФЛ по счету в пределах 400 тыс. руб.), сделавшие популярными розничные инвестиции на фондовом рынке: «Такая мера могла бы, например, отчасти компенсировать инвесторам невысокую доходность по зеленым облигациям, возникшую вследствие эффекта Greenium (позволяет эмитенту размещаться по более низким ставкам)». По словам господина Коршунова, именно розница может стать драйвером ESG-трансформации в РФ.

Сейчас предложение на рынке ESG-розницы формируется за счет крупнейших участников банковского рынка, показывают результаты проведенного “Ъ” опроса. Так, большинство респондентов из числа топ-20 банков указали на наличие в продуктовых линейках дебетовых и кредитных виртуальных карт (выпущенных без использования пластика), а также практику безбумажного документооборота, экономящего природные ресурсы. Почти все участники опроса сослались на работающие программы льготной и семейной ипотеки как на продукт, основанный на социальной составляющей ESG. О наличии специальных продуктов — вкладов, кредитов, инвестиционных программ — сообщили “Ъ” в ВТБ, Газпромбанке, Альфа-банке, Росбанке, Московском кредитном банке, банке «Тинькофф», ХКФ-банке, «Центринвесте».

Сергей Швецов, первый зампред ЦБ, в интервью Reuters 11 августа:
«Разнообразие зеленых инструментов, их объемы должны вырасти, чтобы инвесторы могли себе позволить отказаться от не зеленых облигаций и акций».


При этом банкиры отмечают, что пока спрос на ESG-продукты в розничном сегменте нельзя назвать высоким. Главный экономист «ПФ Капитала» Евгений Надоршин полагает, что розничный спрос на ESG сейчас формируется в основном за счет моды и активной рекламы: «под соусом» зеленых продуктов банки пробуют получить большую маржу, чем по обычным продуктам.

Понимание ESG-повестки у потребителей поверхностное, так как они недостаточно информированы, однако спрос будет нарастать в течение ближайших 15 лет, указывает господин Надоршин. По оценке McKinsey, банки могут дополнительно заработать на введении новых ESG-продуктов для розницы около $100 млрд. При этом, по данным исследования «Эксперт РА», большая часть рынка (57% опрошенных) считает, что банкам необходимы стимулирование в виде льгот при резервировании и снижение риск-весов по ESG-кредитам. В ЦБ подтвердили, что вопрос введения льгот для банков, развивающих ESG-сферу, изучается.

Юлия Пославская, Ксения Дементьева

Вся лента