Кино закодировалось от выручки
У организаторов массовых мероприятий падают продажи
Из-за введения QR-кодов в российских регионах организаторы мероприятий и киносети теряют зрителей. По оценке участников рынка, больше половины концертов, запланированных до конца года, придется перенести на 2022 год, что парализует бизнес организаторов. Киносети наблюдают падение бокс-офиса на 50% в залах, куда пускают только с QR-кодами. С учетом обострения ситуации с коронавирусом рынок зрелищных мероприятий в этом году снизится в четыре раза по отношению к 2019 году, ожидают эксперты.
Более половины мероприятий, запланированных до конца года по всей стране, будут перенесены на 2022 год в связи с введением новых антиковидных мер в регионах, таких как вход по QR-кодам, заявила “Ъ” общественный омбудсмен в сфере культурно-массовых мероприятий Ольга Шпигальских.
QR-коды для привитых и переболевших граждан — одна из основных мер, которые вводятся этой осенью на фоне роста заболеваемости коронавирусом. В каждом регионе QR-коды распространяются на разные мероприятия, но почти всегда нужны для входа на концерты и в кинотеатры. По данным на 19 октября, коды действуют в Нижегородской, Свердловской, Новосибирской, Калининградской областях, Татарстане, Карелии и др.; в Санкт-Петербурге QR-коды для прохода на концерты и в кинотеатры заработают с 15 ноября. В московские кинотеатры пока можно прийти без QR-кода, но для них уже больше года действует ограничение по заполняемости зала в 50%.
По словам Ольги Шпигальских, только треть зрителей, купивших билет, имеют QR-код, остальные не смогут пройти на мероприятия.
Их введение становится серьезным барьером для тех, кто только собирался купить билеты, запланированные концертные туры разваливаются, говорит она: «Один город уже полностью закрыт для индустрии, в другом остановились продажи, а третий пока вроде бы открыт, но не встраивается в логистику».
Новые антиковидные меры приведут к снижению трафика в кинотеатрах в два-три раза, говорит глава Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) Олег Березин: «Учитывая, что у кинотеатров молодая аудитория, уровень вакцинации ее ниже среднего». Гендиректор объединенной сети «Синема Парк» и «Формула кино» Алексей Васясин заявил “Ъ”, что ограничения, связанные с QR-кодами, касаются более 20 кинотеатров сети из 77, а с учетом введения этих мер в Санкт-Петербурге будут затронуты уже 35 кинотеатров. Число зрителей и бокс-офис в каждом кинотеатре, в который пускают по QR-коду, падает в два раза, говорит он.
В «Каро» отметили, что ограничительные меры коснулись кинотеатров сети в Калининграде, Казани и Самаре и сказались на показателях «очень сильно».
С учетом новых мер восстановление рынка зрелищных мероприятий до уровня 2019 года произойдет только через год-полтора после полной отмены ограничений, то есть, может быть, и через пять-десять лет, прогнозирует главный редактор InterMedia Евгений Сафронов:
«В 2021 году обороты предпринимательского сектора зрелищных индустрий упали примерно вчетверо».
Падение выручки в 2021-м к 2019 году составит больше 90%, полагает глава ГК SAV Entertainment Владимир Зубицкий: «У нас в текущем году было запланировано 35 концертов, в итоге состоятся только два, остальные перенесены на 2022 год».
Гендиректор «МТС Энтертейнмент» Михаил Минин прогнозирует, что переносы в большей степени коснутся концертов с танцполом, проведение которых с QR-кодами становится невыгодным. «Также мы ожидаем рост числа возвратов билетов»,— говорит он. После введения новых ограничений доля возвратов увеличилась более чем на 40%, добавил источник в одном из билетных сервисов.
Падение киносборов в России, по данным АВК на 18 октября, с начала года по отношению к 2019 году уже составляло 22%, а новые меры могут углубить падение по итогам года до 25–30%, прогнозирует Олег Березин. Важно, будут ли введены QR-коды в кинотеатрах в Москве, на которую приходится около 20% выручки киносетей, отметил он. В 2019 году объем рынка кинопроката оценивался Фондом кино в 55,5 млрд руб., в 2020-м — в 22,8 млрд руб.