Клуб по интересам
Экологические принципы ведения земледелия в Краснодарском крае продолжают оставаться уделом аграриев-энтузиастов
Почти два года на Кубани действует региональный закон «О развитии производства органической продукции», принятый депутатами краевого парламента осенью 2019 года и вступивший в силу с января 2020го. Документ направлен на развитие рынка органики в крае, повышение конкурентоспособности местных товаров и обеспечение потребителей полезными для здоровья продуктами. Тем не менее участники рынка констатируют, что лишь небольшая доля аграриев в регионе выбирает путь выращивания сельскохозяйственных культур на органических удобрениях. Большинство предпочитает использовать «химию», которая, по словам экспертов, истощает почву и дает низкий урожай.
Перспективное земледелие для узкого круга
Сегодня в России отмечается катастрофически низкое содержание гумуса в почве по причине ее истощения химическими и минеральными удобрениями. По словам аграриев, с 1 кг внесенной в землю «минералки» растения потребляют всего 15–20% ее основных действующих веществ, еще 30% — вымывается дождями, а остальные 50% — откладываются в виде солей непосредственно в почве. Органическое земледелие предполагает минимальное использование искусственных удобрений, а также отказ от генно-модифицированных продуктов и использование естественных качеств почвы. Такой подход является весьма дорогим удовольствием и вряд ли в ближайшее время получит широкое распространение при выращивании сельхозпродукции массового спроса.
Кристина Романовская, гендиректор ООО «ПХ "Лазаревское"», считает, что существуют два формата ведения бизнеса: первый — «на свои», когда предприниматель понимает, как и в какой степени урожаем покроет свои расходы и получит доход, а второй — творческий — «когда денег девать некуда». «Мне неизвестны земельные фонды, которые без дополнительных удобрений, средств защиты растений и так далее могут дать нормальный урожай. Для органического земледелия нужно время, чтобы восстановился почвенный слой, после чего уже начинать его органически обрабатывать. Семена в сельском хозяйстве тоже проходят обработку, чтобы минимизировать их порчу при хранении и сохранить жизнеспособность. Остается масса вопросов, главный из которых — сколько будет стоить продукт на выходе. С учетом всех вышеозначенных расходов — дороже раз в десять»,— рассуждает аграрий.
Но на личных подсобных хозяйствах и на фермах, ориентированных исключительно на чистые и «зеленые» технологии, органическое земледелие сегодня — устойчивый тренд.
«Такие фермеры должны иметь свой круг достаточно небедных потребителей, готовых платить заведомо больше, чем рядовой россиянин платит в обычном супермаркете, за то, чтобы питаться продукцией, которая не вызывает у него сомнений в части использования искусственных удобрений и ядохимикатов, применяемых в борьбе с вредителями. Так что перспективы у направления есть, но это — нишевый продукт, и говорить о том, что органическое земледелие широко войдет в нашу жизнь, пока не приходится»,— констатирует ГОВОРИТ аналитик ФГ «Финам» Алексей Коренев.
Органическое земледелие является перспективным направлением как для потребления внутри России, так и для экспорта, уверена заместитель председателя комитета по развитию предпринимательства в АПК Московской торгово-промышленной палаты Марина Петрова. Это, по ее словам, связано с тем, что за последние несколько лет появилась мода на органику, а также был принят закон об органическом земледелии и разработан знак российской органической продукции «Органик».
«На сегодняшний день с точки зрения правового поля проработаны все аспекты органического земледелия. К тому же новости о глобальном потеплении сказываются на потребителях — они больше задумываются над потреблением именно органических продуктов»,— говорит эксперт.
Быстрого эффекта не будет
Сегодня в Краснодарском крае существует ряд производств органических удобрений, необходимых для осуществления органического земледелия. Крестьянско-фермерское хозяйство «ЭкоБиоОрганика» из города Крымска перерабатывает дождевым червем «Старатель» закупаемый на фермах навоз КРС и получает биогумус, после чего делает на его основе жидкую вытяжку. Еще одно производство существует в Анапе — это КФХ «АгрогумусКубань», где биогумус получается благодаря методу промышленного компостирования остатков растительного происхождения (пищевые, а также растительные отходы укладываются слоями и подвергаются процессу разложения, а помогают им в этом всевозможные микроорганизмы и черви). ООО «ЭкоХарвест» в станице Воронцовской Краснодарского края производит органические удобрения на основе конского подстилочного и коровьего подстилочного перегноя. Компания пока единственная в России имеет международную сертификацию на производство органических удобрений.
«Навоз вносился в почву с целью получения хороших результатов с незапамятных времен. Но для обработки одного гектара земли требовалось от 50 до 80 тонн подстилочного перегноя. Наших удобрений достаточно всего 6 тонн на такую же площадь. Это значительно снижает затраты на приобретение такого удобрения и существенно сокращает логистику, а также использование техники для его нанесения»,— рассказывает директор и учредитель ООО «ЭкоХарвест» Владимир Юшков.
По словам руководителя КФХ «ЭкоБиоОрганика» Олега Подкопалова, сегодня на Кубани единицы сельхозпроизводителей идут на то, чтобы возделывать почву при помощи органики. Эти 10% фермеров, по его словам, те, кто действительно хочет двигаться вперед. «Все прекрасно понимают, что работать на органике — это больший труд и большие вложения, но эффект от нее на качественном уровне совершенно другой. К примеру, средняя урожайность по Ростовской области в этом году была в среднем 47–50 ц/га озимой пшеницы. Одно хозяйство из соседнего региона, с которым мы плотно сотрудничаем уже второй год, полностью отработало этот сезон по нашей программе и получило урожай в среднем от 97 до 102 ц/га. При этом весь посевной материал был второй репродукции, а в итоге получили декларированное зерно, которое все ушло у них на экспорт»,— говорит господин Подкопалов.
В то же время, по словам Владимира Юшкова, сегодня основной задачей аграриев является максимальное извлечение прибыли из имеющихся у них земель и произрастающего на них урожая. Органические удобрения дают лучший урожай, при этом восстанавливают истощенные почвы, но делают это не мгновенно. Именно поэтому подавляющее количество сельхозпроизводителей выбирают интенсивное земледелие с использованием минеральных удобрений. «Не бывает так, что сегодня применили органическое удобрение, а завтра уже растения ломятся от урожая. Эффект от органики достигается только после двух-трех лет применения. Через этот промежуток времени и земля очищается, и огурцы пахнут огурцами, а помидоры имеют вкус детства. А химические минеральные удобрения дают мгновенный результат, но истощают землю. Но это никого не беспокоит»,— констатирует глава крестьянско-фермерского хозяйства.
Как считают в ГК «Концерн «Покровский», развитие растениеводства без оглядки на экологизацию в современных условиях невозможно. «Современные агротехнологии и научный подход позволяют не только сохранять плодородие почвы, экономить средства, но и улучшать качество и экологические показатели продукции»,— уверены в компании. Предприятия, входящие в состав концерна, в последние годы активно переходят на биологические средства защиты растений, используют элементы биологизации для разложения пожнивных остатков, борьбы с фузариозом и других операций. Кроме того, развитие животноводства в группе компаний позволяет вносить на поля около 400 тыс. тонн органических удобрений. Среди мер, направленных на повышение эффективности производства с точки зрения экологизации, в «Покровском» называют последовательное чередование культур и соблюдение степени нагрузки на почву гумусоразрушающими растениями (подсолнечник и сахарная свекла). В севообороте используются многолетние травы, бобовые культуры и сидераты, которые способствуют естественному восстановлению и повышению плодородия почв. В борьбе с сорняками применяются преимущественно механические, а не химические приемы — боронование, культивация, окучивание, что позволяет предупреждать развитие водной и воздушной эрозии, способствует накоплению влаги в почве и положительно сказывается на урожайности выращиваемых культур. «При грамотном планировании и управлении бизнесом такой подход помогает не только получать стабильно высокие урожаи основных культур без ущерба для почвы, но и извлекать дополнительную прибыль. Весь урожай, который мы выращиваем на своих полях, включая вспомогательные культуры, в дальнейшем используется либо как корм для нашего животноводства, либо экспортируется или реализуется на внутреннем рынке»,—отмечает управляющий агробизнесом ГК «Концерн «Покровский» Станислав Кашуба.
Образование предопределило подходы
Согласно докладам ученых, при повсеместном использовании интенсивного земледелия урожая на земле осталось всего на 60 лет. По словам сооснователя компании «Краснополянская косметика» Дмитрия Серова, это звучит достаточно футуристично, но если изучить материалы о естественной убыли плодородных слоев земли за счет эрозии, выветривания, вымывания и прочего, то понимаешь, что так оно и есть. Поэтому, по мнению эксперта, на законодательном уровне необходимо не то чтобы поддерживать органическое земледелие, а, скорее, ужесточать требования к существующей форме возделывания земель.
«Органическое земледелие не популярное — потому что оно достаточно трудоемкое. У нас вообще регенеративное земледелие, мы не применяем никакие препараты и ведем деятельность без вспашки земли, поэтому наш случай еще более трудоемкий, нежели органика. Но та деятельность, которую мы ведем,— это не бизнес, а философия, ответственное отношение к земле и будущим поколениям. В нашей стране, как и во всем мире, преобладает форма интенсивного земледелия, это связано с образованием, которое получают будущие агрономы. В интенсивном земледелии есть готовые формулы, по которым агроном работает и получает гарантированный результат. В случае с органикой или, как у нас, с регенеративным земледелием это больше риск и эксперименты»,— говорит господин Серов.
В интенсивном земледелии есть готовые формулы, по которым получают гарантированный результат. В случае с органикой — это больше риск и эксперименты
По словам Олега Подкопалова, все аграрные институты в России с 50–60х годов прошлого века делали акцент на использовании в земледелии минеральных удобрений, поскольку в них высокое содержание всех макро- и микроэлементов. Именно поэтому, по мнению руководителя КФХ, агрономы не заинтересованы переходить на органику. «Мы постоянно с этим бьемся, постоянно пытаемся доказать и объяснить, что и качество продукции на органике увеличивается, и прочие показатели, но это очень и очень сложно. Агроному как рассказали на лекции в институте, что нужно столько-то внести в землю азофоски, столько-то амофоски, столько-то карбамида,— он столько и вносит, он не хочет экспериментировать, улучшать»,— говорит господин Подкопалов.
Цены не меняют ситуацию
В середине октября губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев заявил, что текущее повышение стоимости селитры на 50%, а также иных минеральных удобрений, ставит под угрозу получение высоких урожаев 2022 года. По его словам, если не принять экстренных мер в виде заградительных пошлин на вывоз минеральных удобрений, то неизбежен рост цен в целом на всю сельскохозяйственную продукцию, выращиваемую и производимую в Краснодарском крае.
Как сообщили в краевом минсельхозе, у производителей удобрений в настоящее время существуют трудности с приобретением аммиачной селитры. Договоры на ее поставку заключаются, но в полном объеме не обеспечивается потребность аграриев. У фирм по реализации минеральных удобрений остался ограниченный запас аммиачной селитры, они продают ее незначительными партиями и к тому же завышают цену. Только за одну неделю октября компании, перепродающие селитру, подняли цену на 6 тыс. руб., доведя стоимость тонны селитры до 27,5 тыс. руб.
Как рассказывает глава КФХ «АгрогумусКубань» Ирина Ермоленко, ранее цена на минеральные удобрения была намного ниже, чем на органику, поэтому фермерам было проще в технологиях и выгоднее в цене применять именно минеральные удобрения. На сегодняшний день цена на минеральные удобрения повысилась и сравнялась с ценой на органические, но осталась простота технологического применения «минералки». «Эффекта от органического удобрения и пользы больше, а от "минералки" меньше, но зато быстро идут всходы, а то, что после этого будет болеть почва,— фермеры обычно не задумываются»,— рассказывает госпожа Ермоленко.
В ожидании господдержки
Для того, чтобы закон об органическом земледелии заработал, государство, как минимум, должно финансировать данное направление, считает Ирина Ермоленко. На сегодняшний день, по ее словам, субсидии от минсельхоза выделяются на животноводство, растениеводство, теплицы и другие, не связанные напрямую с органикой направления. Поэтому, как отмечает глава КФХ, даже если заинтересовать фермера в покупке органического удобрения, он не будет простимулирован финансово.
Владимир Юшков приводит пример того, как в минувшем году его ООО «ЭкоХарвест» поставило большие объемы органического удобрения в Воронежскую область, где решением губернатора аграриям было на 50% дотировано из областного бюджета приобретение этих удобрений. Таким образом, по словам собеседника, около 20 крупных хозяйств региона перешли на органику. «В Краснодарском крае выходом могла бы быть подобная финансовая поддержка наших аграриев. Лично нам не надо денег от государства, нам нужен интерес и спрос. Но сегодня люди, которые занимаются органикой, это фанатики своего дела — клуб по интересам»,— говорит господин Юшков.
Если сегодня все хозяйства вдруг перейдут на использование органических удобрений, то производственных мощностей органики ни в крае, ни в стране не хватит, считает Олег Подкопалов. Это, по его словам, связано со снижением поголовья сельскохозяйственных животных — главным поставщиком органики для удобрений. Так, констатирует собеседник, с одной тонны навоза получается всего полтонны биогумуса, а если брать овощные и пищевые отходы, то это всего 10–15 % удобрений от исходной массы.
«Ни один министр, ни один депутат, никто не сможет на законодательном уровне повлиять на переход сельского хозяйства на органическое земледелие. По федеральному закону указанные параметры, предполагающие внесение в почву 5 тонн органических удобрений в год,— настолько незначительные, что ни о каком органическом земледелии не может идти и речи. Мы работаем с Европой, с Африкой, с Ближним Востоком — там аграрии уже давно пришли к органическому земледелию, а у нас все никак не хотят. Нам нужно менять ментальность агрономов, с институтской скамьи закладывать в них постулат, что нужно работать на органике»,— резюмирует господин Подкопалов.
Баланс цены и качества
Заместитель председателя комитета Московской торгово-промышленной палаты по развитию предпринимательства в АПК и генерального директора «Petrova 5 Consulting» Марина Петрова отмечает, что, поскольку органические проекты небольшие (обычно фермерские) и не носят массового характера, себестоимость остается высокой, что тормозит их развитие. В рознице такие продукты стоят в два-три раза дороже обычных, и это сказывается на объеме их потребления.
«Даже в Европе разница в цене между продуктами, которые выращены стандартным способом и органическим, составляет 30–50 %. Стимулом для роста потребления "органики" в России является возврат к истокам и желанию покупать продукты, которые иметь определенный ("настоящий") вкус и запах»,— говорит госпожа Петрова.
Алексей Коренев рассуждает, что если фермер поставляет экопродукцию в соответствующие магазины и на нее есть стабильный спрос, то, по его мнению, наверняка найдется немало людей, готовых заниматься выращиванием пусть и дорогой, но экологически чистой продукции. «Готов ли потребитель? Зависит от толщины его кошелька. К примеру, готов ли тот или иной любитель сыра покупать продукцию малых частных сыроварен, которая зачастую на порядок (или на порядки) вкуснее и полезнее, чем массовый товар, который мы видим на полках магазинов? В некоторых элитных магазинах, знаю, определенные сорта сыра можно купить вообще только по предварительной записи. Но вот для подавляющего большинства наших сограждан подобное удовольствие пока недоступно в силу невысоких доходов. Так же и с органическим земледелием»,— говорит аналитик.