Facebook настраивается на перемены
Почему руководство компании задумалось о ребрендинге
Компания Facebook планирует сменить название. Ей принадлежит одноименная соцсеть, мессенджер WhatsApp и блог-платформа Instagram. О возможном ребрендинге сообщает издание The Verge. Это решение может быть связано с планами развивать свою метавселенную — виртуальный мир, в котором можно будет играть в видеоигры, заниматься спортом или обустроить офисное пространство. Компания заявляла об этом проекте летом. “Ъ FM” разбирался, зачем потребовалось менять название и каким оно может быть.
В июле основатель Facebook Марк Цукерберг говорил The Verge, что вскоре компания будет ассоциироваться не с соцсетями, а с метавселенной, технологиями дополненной и виртуальной реальности. В октябре к работе на этом направлении присоединились 10 тыс. сотрудников. Вероятно, новое название связано именно с этими планами. Оно держится в секрете даже от некоторых руководителей. Издание полагает, что компания может получить имя со словом horizon — горизонт. Так называется несколько приложений от Facebook, в частности, видеоигра и виртуальное офисное пространство.
Не исключено, что компания не хочет, чтобы ее работа над метавселенной ассоциировалась с недавними скандалами. В СМИ попали ее внутренние документы, из которых стало известно о «белых списках», которые позволяют известным людям нарушать правила площадки, а также о том, что Instagram плохо влияет на подростков, и Facebook об этом знает. Более того, на него обращено внимание антимонопольных органов по всему миру. Его обвиняют в злоупотреблении своим положением на рынке и предлагают разделить. И это бросает тень на футуристичные планы Цукерберга, отмечает The Verge.
Facebook — не первый IT-гигант, сменивший название. Шесть лет назад Google переименовали в Alphabet, чтобы подчеркнуть, что это уже не просто поисковик, а целая сеть компаний, которая занимается высокими технологиями. А вот корпорации Цукерберга сейчас вряд ли нужен ребрендинг, считает главный редактор портала vilianov.com, IT-эксперт Сергей Вильянов:
«Мне кажется, что в конкретном случае это довольно скучноватая корпоративная история.
У меня ощущение, что внутренние перемены пока еще недостаточно созрели, чтобы переименовывать компанию. ДНК Facebook в последние годы остается неизменным, это как была очень неповоротливая, плохо управляемая и, откровенно говоря, дурно сделанная с технической стороны платформа, таковой она и остается. Если ее переименовать, это как-то развлечет внутренних пиарщиков, создаст интересные поводы для беседы с уважаемыми людьми, но, к сожалению, ни на что всерьез не повлияет, потому что проблема в другом.
У Цукерберга очень много денег, но такое ощущение, что нет какой-то прямой линии, по которой он идет. Они делали много разных попыток, не все помнят, но в свое время Facebook даже делал смартфон. Я все-таки сдержанно отношусь к этому. До тех пор, пока там не появится какая-то личность, которая сможет взять все в свои руки, это останется интересной корпоративной забавой, где много людей очень хорошо имитируют деятельность, но ее плоды, к сожалению, не столь качественны».
На следующей неделе Facebook проведет ежегодную конференцию Connect. Ожидается, что именно там Цукерберг подробно расскажет о ребрендинге. Хотя, по данным СМИ, объявить о смене названия могут и раньше. Во сколько это может обойтись? И удастся ли с помощью нововведений решить репутационные проблемы компании? На эти вопросы “Ъ FM” ответил владелец и президент TWIGA Communication Group Александр Оганджанян: «Мне кажется, что руководство Facebook очень точно отдает себе отчет в том, что история существующей фазы их развития конечна, то есть не сегодня завтра придет замена привычным соцсетям, и нужно куда-то двигаться. Видимо, этим и обусловлено то, что они хотят сделать первыми этот шаг в будущее.
Насколько все это продумали, что там реально будет, окажется ли правильным, мы узнаем только через какое-то время. Но то, что это будет очень интересно, мощно, и они в это вложатся очень серьезно, я не сомневаюсь. Есть несколько направлений расходов. Технологически они будут, наверное, что-то переделывать, добавлять. Затраты на маркетинг, продвижение, я думаю, составят сотни миллионов или даже миллиарды долларов. Ребрендинг и сглаживание недавних скандалов — немного разномасштабные задачи. Негатив из-за сбоя в работе и то, что идут пересуды и комментарии, несложно нивелировать, любое грамотное PR-агентство может с этим бороться и защищать бренд».
На прошлой неделе о ребрендинге объявила российская компания Mail.Ru Group. Теперь она будет называться VK. Такую приставку получит большинство продуктов, например, сервис Boom превратится в VK Музыку, а «Юла» в VK Объявления.