Неработа пуще неволи
Как Владимир Путин предложил стране отдохнуть от коронавируса
20 октября на встрече с членами правительства президент России Владимир Путин согласился с их предложением сделать дни с 30 октября по 7 ноября полностью нерабочими. Специальный корреспондент “Ъ” Андрей Колесников приходит к выводу, что на этой встрече Владимир Путин сделал самое сильное признание последних месяцев или даже лет.
Совещания ждали с той самой минуты, как накануне Татьяна Голикова рассказала о предложении обратиться к президенту с идеей нерабочей недели с 30 октября по 7 ноября.
То есть чтобы сразу было понятно: если что, это не Владимир Путин все придумал. И даже не вся эта тяжкая жизнь за него придумала. А именно вице-премьер Татьяна Голикова. А Владимир Путин в лучшем случае только согласится с неизбежным.
Но и для Татьяны Голиковой возможность подставить плечо президенту была ведь нелишней.
— Вчера только коллеги докладывали, позавчера, сейчас тоже смотрел последние цифры… И у нас в стране, и по отдельным регионам, и у наших соседей за рубежом… В целом картина ясная…— сразу сообщил президент.
Да, это локдаун (стоит его так для краткости называть, хотя речь пока о полноценном локдауне не идет).
Татьяна Голикова изложила свои предложения примерно в том же виде, что и день назад, на заседании президиума координационного совета по борьбе с коронавирусом.
Владимир Путин, казавшийся в начале встречи слишком даже бесстрастным для мероприятия, на котором тебе предстояло объявить гражданам твоей страны об очередных масштабных лишениях, перестал сохранять, так сказать, нейтралитет и выговорился почти что своими словами.
Причем были сказаны важные вещи.
— Нужно расширить объемы тестирования, чтобы своевременно выявлять инфицированных. Мы с Анной Юрьевной Поповой (главой Роспотребнадзора.— А. К.) разговаривали, по-моему, пару дней назад… Пока медленно происходит тестирование. Протестировали человека… Он идет, контачит, если он заболел…— Владимир Путин пережил это, как теперь известно, сам, став контактным лицом после того, как по много часов общался с инфицированными подчиненными.— Он же не знает, что болеет, у многих это никак не проявляется в начале болезни (ему-то лично просто повезло, не заболел, а мог бы, несмотря на прививку, благодаря которой болезнь, возможно, лишь протекала бы легче.— А. К.)… Контактные лица появляются!
Это ведь на самом деле едва ли не главный вопрос к тестированию, которым публично предпочитают не задаваться. Ты сделал тест, а потом контактировал и контактировал… А потом появился на мероприятии, ради которого делал тест и ждал отрицательного результата.
При этом объемы тестирования надо да, увеличивать, но, может, еще важнее там, где они уже увеличены, все-таки сокращать время на обработку результатов.
— Потом поздно обращаются в этой связи…— произнес российский президент.— Нужно тестирование совершенствовать и увеличивать, это позволит обеспечивать самоизоляцию и самих заразившихся, и людей, которые находились с ними в контакте, тем самым разрывать цепочку распространения вируса.
Владимир Путин очень просил глав регионов не скрывать размеры бедствия (конечно, не все по понятным причинам могут устоять перед жгучим соблазном выглядеть благополучнее, чем есть на самом деле).
— Реальная ситуация все равно видна по статистике госпитализаций, по уровню смертности,— предупреждал президент, притом что из глав регионов в сеансе видео-конференц-связи участвовали мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский (остальные прильнули к голубым экранам).— Нужно понять очевидную вещь… Имейте в виду, что мы должны относиться к этому следующим образом: если в субъекте федерации выявляется большее количество новых заболевших, это совсем не значит, что местные власти плохо работают!
Может, значит, что, наоборот, хорошо?
А и правда:
— Это, наоборот, говорит о том, что работа региональных властей по профилактике, по предупреждению распространения болезни организована не на бумаге, а реально и в целом эффективно. Это отражает эффективность работы региональных команд, а не наоборот.
Многие главы регионов вздохнули с облегчением.
Сейчас происходящее уже напоминало между тем полноценное обращение к нации, про которое вроде бы говорили, что оно не планируется.
— Я обращаюсь сегодня и ко всем нашим гражданам,— произнес президент.— Дорогие друзья, если у вас кто-то в семье заболел, то и вам необходимо получить больничный и остаться дома, даже если дел невпроворот, как у нас в народе говорят. Тем не менее нужно это сделать, вы тем самым не допустите дальнейшего распространения инфекции, не будете подвергать риску своих знакомых, друзей, коллег по работе!
Наконец было сказано главное:
— Повторю, сейчас особенно важно сбить пик новой волны эпидемии. В этой связи с учетом сложившейся обстановки, безусловно, поддерживаю ваше предложение, уважаемые коллеги, об объявлении по всей стране нерабочих дней с сохранением за работниками заработной платы в период с 30 октября по 7 ноября включительно.
И остальные предложения Татьяны Голиковой по понятным причинам подлежали удовлетворению:
— Вместе с тем в каждом субъекте федерации эпидемиологическая ситуация складывается и развивается по-разному, имеет свою динамику и тенденции. Исходя из этого главам регионов предоставлено право — мы об этом с самого начала договорились, когда только начали бороться с эпидемией, — устанавливать дополнительные меры.
В данном случае можно дополнительно установить нерабочие дни, не дожидаясь 30 октября, то есть сделать это раньше установленного для всей страны периода нерабочих дней — собственно говоря, Татьяна Алексеевна сейчас об этом и сказала, я поддерживаю то, что она предложила,— или при необходимости продлить эти нерабочие дни на период после 7 ноября.
И что-то еще Владимир Путин имел в виду:
— Кстати говоря, Татьяна Алексеевна упомянула о двух нерабочих днях после вакцинации — посмотрите, как можно пошире использовать эту возможность. Ведь после прививки у определенного количества людей может приподняться температура, у меня это было после второй прививки, 37 с небольшим, тем не менее это повышение температуры. В принципе два дня посидеть дома — это только на пользу пойдет. Надо просто посмотреть, как использовать этот механизм, если его можно пошире применять. Подумайте, пожалуйста!
Была ли это просто демонстрация заботы о людях, или забота о людях, или речь идет, например, о материальной поддержке вакцинированных? Да ведь давно пора — не то что выборочно поддерживать избранных путем применения лотереи, а давать деньги за прививку — две или три даже тысячи рублей. Вот люди-то и потянутся.
И, может, самое интересное:
— Вновь подчеркну,— продолжил президент.— С сохранением за работниками заработной платы, конечно.
Уместен как никогда вопрос: а за чей счет недельный банкет? То есть в прошлый раз было прямо сказано: за счет работодателя. А в этот? Постеснялись признаться, что опять будет так же?
— Отдельно обращаюсь к главам субъектов федерации, где уровень заболеваемости особенно высок, а медицинские организации работают с перегрузкой,— сказал господин Путин.
Хотя, казалось, к ним он обращался уже несколько раз за последние пять минут. Но от них тут много зависело, и главное — Владимир Путин хотел, чтобы от них многое зависело.
— Проведите консультации со специалистами, оцените обстановку, пожалуйста, если требуется — принимайте решения о введении нерабочих дней уже с этой субботы, с 23 октября. Соответствующие полномочия, повторяю еще раз, у вас есть.
Повторю: пожалуйста, берите эту ответственность на себя, она вам передана, не затягивайте, принимайте необходимые решения!
И некоторые главы регионов, по информации “Ъ”, уже воспользовались этим правом — и не будут делать нерабочей ближайшую неделю. То ли о людях думают, то ли наоборот… Слишком уже все запуталось…
Вот, например, если нерабочей неделя объявлена на территории всей страны, то имеют ли право работать сотрудники торговых центров, кинотеатров и ресторанов? Главы регионов, не говоря уже о простых тружениках вроде нас, будут, видимо, ждать подробностей в разъясняющих документах.
Владимир Путин между тем предлагал поддержать бизнес, который пострадает, и «прежде всего малый и средний», и попробовать компенсировать издержки, но опыт прошлого года состоит уже и в том, что воспользоваться предложенными компенсациями смогут далеко не все, и государство сделает для этого что сможет, поскольку, как полтора года, не сильно стесняясь, рассказывали сами чиновники, «денег на всех все равно не хватит».
Вот первый вице-премьер Андрей Белоусов говорил, конечно, о «единовременной выплате грантов в объеме один МРОТ (минимальный размер оплаты труда.— “Ъ”) на одного занятого в пострадавших отраслях. Охват составит порядка двух миллионов человек»…
А работать, значит, и зарабатывать не будет никто. То есть десятки миллионов. Да и в пострадавших отраслях помогут, как сын (и внук) ошибок трудных показывает, далеко не всем.
И наконец Владимира Путина прорвало, когда он опять заговорил про вакцинацию:
— Еще раз призываю всех наших граждан активно прививаться! — воскликнул он.— Речь идет о вашей защите, о вашей безопасности, о жизни, в конце концов, о здоровье ваших родных.
И он рассказал историю:
— Вы знаете, я смотрю по своим близким людям, по своим друзьям… Иногда даже, честно говоря, странно… Эти разговоры являются странными. Я помню, в самом начале спрашиваю некоторых своих близких людей, однокурсников: «Ты привился?» Вопрос ко мне: «А ты привился?» Я говорю: «Нет пока».— «А я подожду, пока ты (президент России.— А. К.) привьешься»… Хорошо, вот я привился, спрашиваю: «Ты привился?» — «Нет».— «Почему?» — «Ну, не знаю, подожду пока». Странно, люди с хорошим образованием, с научными степенями… Ну вот просто я даже не понимаю, не понимаю, что происходит!
Последняя фраза стала самым сильным признанием Владимира Путина за последние месяцы или даже годы.